Авиабаза Top-airplane
Подразделения F-16 IAF В общей сложности семь авиакрыльев (Canaf) вооружены F-16. Входящие в их состав эскадрильи (Tayeset), как правило,...
Вертолеты оперативной группы Тогда еще 16 января с наступлением темноты ударные вертолеты оперативной группы "Normandy" атаковали и уничтожили...
Создание Euro-canards Технические условия, положенные в основу создания Euro-canards, требовали создания машин с высокой сверхзвуковой скоростью, улучшенной...
Самолет Longhorn Learjet Создание Learjet с винглетами стало возможным благодаря тому, что еще в конце 1970-х годов "Gates" по контракту с НАСА разработала крыло...
Удары крылатыми ракетами
5-е объединенное тактическое авиационное командование (OTAK) ВВС НАТО, развернутое на территории Италии, стало главной ударной силой операции. Из состава 5-го ОТАК и авиагрупп, дислоцированных в Адриатическом море на авианосцах, для ударов по Югославии было выделено более 200 боевых самолетов.

Кроме того, предполагалось массированное применение крылатых ракет с подводных лодок и надводных кораблей американских и британских ВМС, а также привлечение американских стратегических бомбардировщиков с баз на территории Великобритании и США. Операция "llied Force" началась с одновременного пуска нескольких десятков крылатых ракет - примерно в 20:00. 24 марта ударам подверглись не менее 23 основных объектов в районе Белграда и на территории Косово и Черногории.

Массированный налет продолжался до утра следующего дня - одна за другой последовали три волны самолетов, практически полностью парализовавшие систему управления, разрушившие военные базы и тыловые коммуникации югославской армии, а сопровождавшие ударные самолеты истребители F-15C и F-16A/C сбили минимум три поднятых на перехват МиГа. Задача же борьбы с ЗРК противника была возложена на самолеты F-16CJ (ВВС США), ЕА-6В (ВМС и КМП США) и немецкие Tornado ECR, обрушившие на радары ПВО противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM.

Подобные авианалеты продолжались в течение 2-3 недель, основной их целью было дальнейшее разрушение системы управления и тылового обеспечения армии противника и уничтожение его системы ПВО, особенно мобильных ЗРК.

Естественно, не обошлось без потерь со стороны ВВС НАТО, несколько самолетов было сбито, а 27 марта сербским зенитчикам под Белградом даже удалось уничтожить американский F-117 Nighthawk. Французские Mirage 2000С обеспечивали истребительное прикрытие ударных группировок ВВС НАТО, но лишь американские F-15 и F-16 и еще голландские F- i добились побед в воздушных боях.

F-15E стали костяком ударных группировок Объединенных ВВС НАТО, использовавшихся против Югославии. 26 таких самолетов из состава 48-го истребительного авиакрыла переподчинили 3 7-му экспедиционному авиакрылу на авиабазе Авиано. Немецкие Tornado играли важную роль в воздушной кампании НАТО на Балканах. Обнаруженные на земле части конструкции сбитого сербскими зенитчиками самолета F-117.

Хорошо видны задняя часть фюзеляжа и элементы хвостового оперения. Наряду с указанием количества примененных УР HARM, на F-16CJ из 78-й иаэ ВВС США имеется желтый значок за сбитый 4 мая МиГ-29. На данном F-15C заметны "победные" значки за два сбитых самолета - МиГ-29 над Косово и Су-22 - во время операции "Буря в пустыне". Самолеты Hornet совершали вылеты не только с палуб авианосцев (F/A-18C), но и с береговых авиабаз КМП США (F/A-18D), а также ВВС Испании (EF-18+) и Канады (CF-188).

Удары по Белграду.
Не добившись желаемых результатов в течение первой фазы операции, командование Вооруженных сил НАТО приняло решение расширить список подвергаемых атакам объектов и включило в него важные с политической и экономической точки зрения объекты в пригородах Белграда. Успех воздушной кампании зависел от того, сумеют ли союзники нейтрализовать систему ПВО противника. Эта задача была возложена, в том числе, и на американские самолеты ЕА-6В Prowler.

Вначале основная роль в новой воздушной кампании была возложена на крылатые ракеты воздушного и морского базирования, а также самолеты F-117 и В-2 Spirit, совершавшие налеты с территории континентальной части США и применявшие новейшие боеприпасы JDAM (Joint Direct Attack Munition) с приемниками сигналов GPS. После существенного снижения боевого потенциала системы ПВО в дело вступили и другие самолеты - бомбардировщики В-52Н и В-1В Lancer, применявшие обычные авиабомбы по площадным целям, таким как аэродромы и военные базы.

В общей сложности самолеты НАТО применили около 8000 образцов высокоточных авиационных средств поражения, включая авиабомбы с лазерным наведением GBU-10/12/24/27/28 Paveway, управляемые ракеты класса "воздух - земля" AGM-130 с телевизионной системой наведения и AGM-142 Have Nap (система наведения инерциальная + ТВ или ИК), а также управляемые планирующие авиабомбы (тактические ракеты) JSOW, оснащенные приемниками сигналов GPS.

В течение последних двух месяцев 79-дневной воздушной кампании бомбардировщики НАТО, пользуясь завоеванным превосходством в воздухе, бомбили цели на территории Югославии уже практически в круглосуточном режиме. Задачей этих ударов, по мнению главнокомандующего ОВС НАТО в Европе генерала армии Уэсли Кларка, было доведение до граждан Югославии "информации" о том, что авианалеты не прекратятся до тех пор, пока Милошевич не выведет войска из Косово.

Систематическое уничтожение.
Ко времени окончания операции "Allied Force", 9 июня, почти 35% территории Югославии осталось без электричества. Были разрушены все нефтеперерабатывающие предприятия страны, прекратили работу половина заводов по производству порохов и взрывчатых веществ, около 65% заводов по выпуску боеприпасов, а также были повреждены в различной степени порядка 40% предприятий по выпуску бронетанковой техники и 70% авиационных и авиаремонтных заводов. Серьезный урон был нанесен системе управления Вооруженных сил, частично или полностью из строя были выведены до 30% радиостанций и около 45% телевизионных станций страны.

Пострадала транспортная инфраструктура - были разрушены не менее 70% мостов через Дунай, выведены из строя все железнодорожные пути, ведущие к портам Черногории. Но самыми приоритетными целями для авиации НАТО стали объекты, напрямую связанные с Милошевичем, такие как штаб- квартира его партии в пригороде Белграда, его резиденции и коммерческие предприятия и компании, которыми владела семья Милошевича или его ближайших соратников.

В общей сложности в ходе операции авиация НАТО выполнила более 10 тысяч самолетовылетов и сбросила на объекты противника более 23 тысяч авиационных средств поражения, причем, по заявлениям представителей НАТО, из них только около двух десятков боеприпасов по различным причинам поразили различные гражданские жилые или культурные объекты. Однако, по оценкам югославских и ряда зарубежных независимых экспертов, эта цифра была намного больше.



Самолет Chengdu F-7M Airguard Chengdu F-7M Airguard Тип: одноместный перехватчик и истребитель-бомбардировщик Силовая установка: один ТРДФ Liyang (LMC) WP-7B(BM) тягой на форсаже...
Пополнение в семействе Citation В 2003 году "Cessna" объявила об очередном пополнении в семействе Citation. Поставки самолетов Citation XLS начались летом 2004 года. Эти...