Генератор для гибридной силовой установки электросамолёта прошёл цикл наземных испытаний

В Уфимском государственном авиационном университете прошёл цикл наземных испытаний электрогенератор для электрического самолёта. Генератор предназначен для летательного аппарата с гибридной силовой установкой «Электролёт СУ 2020». Об этом рассказали в пресс-службе университета.

Разработка УГАТУ – электрогенератор мощностью 400 кВт с частотой вращения ротора до 12000 оборотов в минуту – стала частью гибридного двигателя для электролёта. Он установлен на борту прототипа ЛА – летающей лаборатории Як-40.

 

В феврале 2021 года на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина начался этап наземных отработок летающей лаборатории с демонстратором гибридной силовой установки, оснащённой электродвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП).

В середине апреля прошли испытания электрогенератора. Необходимо было проверить, как поведёт себя устройство в тех или иных условиях, поэтому во время наземных испытаний отрабатывались различные режимы работы, имитирующие электрические нагрузки в полёте, на взлёте и посадке. Особое внимание разработчики уделили испытаниям блока силовой электроники с масляным охлаждением. Электрогенератор успешно справился с поставленными задачами и готов к лётным испытаниям.

«Все знают, что основная нагрузка на двигатели самолёта приходится на взлёт и посадку. В этот момент тратится много топлива, повышается амортизация авиационных двигателей. Принцип гибридного двигателя заключается в том, что обычный авиационный двигатель все время работает в одном, крейсерском режиме, а на взлёте и посадке для дополнительной мощности к нему подключается система электродвижения, состоящая из электрического двигателя, аккумулятора и генератора.

В итоге система работает равномерно, без перегрузок. Среди плюсов такого гибридного двигателя – уменьшение уровня шума, сокращение расхода топлива и увеличение срока эксплуатации авиационных двигателей. Снизится не только стоимость авиаперевозок, но и количество вредных выбросов», – объяснил принцип работы и плюсы гибридной СУ ведущий научный сотрудник УГАТУ Вячеслав Вавилов.

  В Самаре приступили к разработке криогенного двигателя для БПЛА

«Создание электрического самолёта является глобальной задачей современного авиастроения. Учёные университета давно и плодотворно работают в этом направлении. На кафедре электромеханики под руководством доктора технических наук, профессора Флюра Исмагилова не только разработали, но и изготовили электрогенератор для электролёта. Проект по созданию генератора реализуется в рамках Евразийского научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня, победившего в федеральном конкурсе», – рассказал ректор УГАТУ Сергей Новиков.

Летательный аппарат под названием «Электролёт СУ 2020» разрабатывает группа учёных из Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова, Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина, Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) и компании «СуперОкс».

Летающая лаборатория Як-40 с электрогенератором от УГАТУ может подняться в воздух в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС в июле этого года. А первый электролёт с пассажирами на борту может начать летать уже в 2030 году.