10-местный Learjet 25 появился в середине 1960-х годов и стал первой серьезной переработкой базового Learjet 23/24. Во многом он напоминает Learjet 35/36, пришедший ему на смену, но имеет более короткий фюзеляж, а иллюминаторы салона приближены к кабине. Прототип Learjet 23, построенный на основе крыла с большим относительным удлинением, которое было разработано Хансом Штрудером для его истребителя Р-16.
Крыло позволяло самолету развивать высокую дозвуковую скорость полета при относительно малой посадочной скорости. Конструктивно крыло имело незначительное количество нервюр, несколько лонжеронов и толстую обшивку. Семейство Learjet стало классикой деловой авиации — изящные, быстрые и комфортные самолеты. Первые проекты Билла Лира со временем трансформировались в целое семейство бизнес-джетов, разработку которых сегодня ведет компания «Bombardier».
История Уильяма П Лира и его самолетов началась в 1955 году, когда швейцарские ВВС отклонили проект одноместного истребителя FFA Р-1604 (Р-16). К тому моменту Билл Лир, основатель «Motorola» и «Lear Siegler Corporation», отошел от дел и переехал жить в Швейцарию. Имея опыт работы на рынке деловой авиации, он в 1959 году «подобрал» отвергнутый проект Р-1604 и приступил в Сент-Галене к его переработке в административный самолет.
Машина получила обозначение Swiss-American Aircraft Corporation (SAAC) Learjet 23, а ее сборка была организована в Уичите, штат Канзас. Там же 7 октября 1963 года в воздух поднялся первый самолет. Высокая скорость и возможность управления одним пилотом, не говоря уже о весьма привлекательной цене, обеспечили Learjet 23 весомое преимущество в соревновании с другими машинами, такими как Falcon 20. Новый самолет имел длину 13,18 м, был рассчитан на пять — семь пассажиров и оснащался двумя ТРД General Electric CJ610-4 тягой 12,68 кН, хотя первые 30 серийных машин имели менее мощные CJ610-1.
«Lear Jet Corporation».
В 1965 году компания, сменившая название на «Lear Jet Corporation», приступила к проектированию более тяжелой модификации бизнес-джета, рассчитанного на восемь пассажиров и способного выполнять полет на большей высоте. Learjet 24 поднялся в воздух 24 февраля 1966 года, за ним вскоре последовали Learjet 24В с более мощной силовой установкой и Learjet 24D с увеличенной дальностью полета, который внешне отличался отсутствием обтекателя на пересечении горизонтального и вертикального хвостового оперения и квадратными, а не овальными, окнами кабины.
Также выпускался Learjet 24D/A с ограниченной взлетной массой, а затем — Learjet 24Е и Learjet 24F, имевшие новое крыло с изогнутым профилем, улучшенную аэродинамику для уменьшения критической скорости сваливания и посадочной скорости, переработанный интерьер кабины, а также Learjet 24F, имеющий увеличенные запас топлива и дальность.
В 1966 году компанию переименовали в «Lear Jet Industries», но в апреле 1967 года ее приобрела «Gates Rubber Company», преобразованная в «Gates Learjet Corp.». 12 августа 1966 года в воздух поднялся удлиненный 10-местный Learjet 25, за ним последовали улучшенный Learjet 25В и Learjet 25С с увеличенной дальностью полета.
В 1976 году благодаря применению нового крыла с изогнутым профилем и улучшениям в аэродинамике, были созданы Learjet 25D и Learjet 25F. Причем отныне все модели оснащались двигателями серии CJ610.
На базе Learjet 25 созданы Learjet 28 и Learjet 29 Longhorn, первые машины с новым крылом увеличенного размаха и винглетами (суперкритические «крылышки» на законцовках крыла для обеспечения лучших летных характеристик и экономичности при полете с крейсерской скоростью). В период с 1964 по 1982 годы заказчикам поставлены 105 самолетов Learjet 23,255 — Learjet 24 и 368 — Learjet 25.
Learjet 35.
Получив в свое распоряжение новый турбовентиляторный двигатель, специалисты компании создали один из лучших бизнес-дже- тов современности — Learjet 35, рассчитанный на восемь пассажиров и имевший большую по сравнению с Learjet 25 длину (на 33 см) и увеличенный размах крыла. Другая модель, Learjet 36, была рассчитана на шесть пассажиров и имела больший запас топлива для совершения трансатлантических перелетов. Обе модификации оснащались турбовентиляторными Garrett TFE731-2. Первый Learjet 35 поднялся в воздух 22 августа 1973 года, в следующем году он был сертифицирован.
Так же как и в случае с предыдущими модификациями, разработка нового крыла привела к появлению новых моделей — Learjet 35А и Learjet 36А (последний имел увеличенную до 8162 кг максимальную взлетную массу). На базе данного семейства созданы несколько военных модификаций — буксировщики мишеней, самолеты РЭБ, фоторазведчики и морские патрульные самолеты.Learjet 28 и 29, созданные на единой базе, имели фюзеляж Learjet 25 и крыло Longhorn с винглетами. Модели коммерческого успеха не имели, но послужили хорошей основой для создания семейства Longhorn бизнес-джетов Learjet.
«Фамильный портрет» бизнес-джетов семейства Learjet периода 1980-х годов дает представление об эволюции дизайна. На снимке, начиная с заднего самолета, изображены Learjet 25D, Learjet 35А и Learjet 55. Learjet 35А и Learjet 36А стали настоящими «бестселлерами».
Одним из крупнейших операторов Learjet 35А являются ВВС США — на конец 2009 года они располагали 56 самолетами (С-21А). В 1976 году знаменитый гольфист Арнольд Палмер установил на Learjet 36 новый мировой рекорд, совершив кругосветное путешествие протяженностью 36990 км за 57 ч 25 мин 42 с. Выпуск Learjet 35А/36А продолжался до середины 1990-х, было продано 730 самолетов, в том числе 66 — Learjet 35,17 — Learjet 36,609 — Learjet 35А и 43 — Learjet 36А.