Компания Grumman

Компания «Grumman» приступила к постройке первой машины в 1959 году, то есть еще до того, как ВМС США выполнили оценку представленного полноразмерного макета штурмовика. Причем на A2F-1 Intruder были впервые применены приборное оборудование кабины на основе многофункциональных CRT-индикаторов, аналоговый пилотажный командный прибор и одна из первых интегрированных систем управления вооружением. Восьмой А-6А, BuNo. 148618, выполняет взлет с катапульты атомного авианосца «Энтерпрайз».

Первые А-6А были поставлены ВМС США в феврале 1963 года в 42-ю штурмовую эскадрилью, на базе которой осуществлялась подготовка летчиков на новые самолеты. Но только в 1965 году состояния оперативной готовности достигла первая строевая эскадрилья. Intruder почти с самого начала рассматривался в качестве возможной замены ЕКА-ЗВ Skywarrior в роли самолета-заправщика корабельного базирования. На снимке: переоборудованный на средства разработчика опытный самолет-заправщик Intruder выполняет дозаправку самолета F-4B из 101 -й истребительной эскадрильи, апрель 1966 года.

Однако только в 1969 году поступил первый заказ на воздушный танкер KA-6D. Всего через два года А-6 приняли участие в боевых действиях во Вьетнаме в составе 75-й штурмовой эскадрильи. Причем на начальном этапе возникли проблемы с подготовкой второго члена экипажа, поскольку готовить штурманов-операторов вооружения можно было только на Douglas ТА-ЗВ Skywarriors, оснащенных устаревшей РЛС ASB-7.

Так что штурман пересаживался с ТА-ЗВ сразу на А-6А, где его единственным инструктором становился пилот, основная обязанность которого заключалась в пилотировании самолета. Первой строевой эскадрильей, получившей А-6А, стала 75-я штурмовая эскадрилья «Sunday Punchers» ВМС США, авиабаза Оушен (1965 год).

Ее же летчики первыми применили штурмовики в боевых действиях во Вьетнаме. Основные неприятности на этапе освоения нового штурмовика в войсках доставляла прицельно- навигационная система DIANE, а также система управления вооружением, в работе которых регулярно возникали сбои. Фактически постоянно боеготовыми была только половина самолетов эскадрильи — на остальных техники были вынуждены устранять неполадки в бортовом радиоэлектронном оборудовании.

  Вертолет Cessna СН 1 Skyhook

Кроме того, для технического обслуживания самолетов на борту авианосцев потребовалось разместить дополнительное оборудование, что было выполнить достаточно сложно из-за относительно небольшого объема свободного места — даже на таких огромных кораблях как авианосцы.

Устранить «болезни детского возраста» БРЭО новых штурмовиков удалось лишь через пару лет. К тому времени состояния оперативной готовности достигла 242-я всепогодная штурмовая эскадрилья (VMA(AW)-242) «Batmen» — первое подразделение КМП США, оснащенное Intruder и отправленное после формирования во Вьетнам.

К концу 1959 года проект A2F-1 был уже практически полностью доработан, последним изменением стало увеличение размаха крыла на 0,6 м (до 16,15 м), благодаря чему удалось повысить маневренные характеристики и увеличить запас топлива на 454 кг. В марте 1960 года разработчик получил новый контракт на постройку восьми опытных самолетов, а 14 апреля 1960 года из цеха был выкачен первый самолет. 19 апреля прототип A2F-1 без РЛС и другой аппаратуры совершил первый полет.

Первый опытный самолет, BuNo. 147864, был построен на заводе №4 компании «Grumman» в Бетпэйдже (Лонг-Айленд) и после первых рулежек передислоцирован в Калвертон, где имелась ВПП большей длины. Летчик-испытатель Роберт Смит, поднявший в воздух первый опытный образец нового штурмовика, находился в двухместной кабине один.

Шасси в полете не убиралось. При заходе на посадку пилот отклонил сопла двигателей на максимальный угол и, снизив скорость до 195 км/ч, приземлился. По результатам испытаний было решено перепроектировать систему аэродинамических тормозов, сместить стабилизатор несколько назад и увеличить хорду руля направления.

Изначально Grumman A2F-1 имел в задней части фюзеляжа обычные перфорированные аэродинамические тормоза, но еще до первых посадок на палубу авианосца летчик-испытатель Эрни Вондер Хайден столкнулся с проблемами в управляемости, вызванными как раз этими тормозами. В итоге было решено, начиная с третьего самолета, BuNo. 147866, сдвинуть стабилизатор на 0,4 м назад.
28 июля 1960 года второй A2F-1 (BuNo. 147865) поднялся в воздух также без РЛС. Четвертый штурмовик стал первым, на котором установили всю аппаратуру системы DIANE и топливозаправочную штангу.

  Классика дизайна Gates Learjet

Подготовка.
Следующим шагом к принятию на вооружение нового штурмовика стало формирование учебного подразделения, на базе которого осуществлялась подготовка летчиков на новый самолет. По американской терминологии такое подразделение — штатная эскадрилья — обозначалась RAG (replacement air group), а затем — FRS (fleet readiness squadron). В феврале 1963 года к подготовке летчиков приступила 42-я эскадрилья «Green Pawns» (авиабаза Оушеана, штат Вирджиния), выполнявшая эту задачу в течение последующих трех десятилетий.