«Dassault» разработала модификацию Mirage 2000-5 как переходный вариант между самолетами раннего выпуска и истребителем четвертого поколения Rafale. Mirage 2000-5 является усовершенствованным вариантом 2000С с новым бортовым оборудованием, включая систему управления оружием, улучшенными средствами самообороны и доработанной силовой установкой. «Dassault» предложила покупателям на выбор одноместный и двухместный варианты этой машины.
Некоторое количество французских Mirage 2000С были доработаны до этого стандарта (2000-5F), а машины новой постройки были проданы Катару и Тайваню. Еще более совершенный Mirage 2000-9 (также известен как Mirage 2000-5 Mk II) был разработан для ОАЭ, купивших 30 самолетов этого типа. ОАЭ также провели программу доработки имевшихся у них самолетов и сегодня располагают парком примерно из 60 Mirage 2000-9.
Греция также приобрела 15 новых Mirage 2000-5 Mk II и доработала до этого стандарта 10 старых машин. Индия планирует доработать все свои самолеты, и «Dassault» вместе с фирмами «Thales» и HAL готова приступить к работам при наличии финансирования. Истребитель Dassault Rafale должен стать основным боевым самолетом ВВС Франции вместо Mirage 2000; последними планируется снять с вооружения машины модификации 2000D.
Rafale, вооруженные ракетами ASMP, сменят Mirage 2000N в качестве носителей ядерного оружия. В 2006 году Бразилия получила первый из 12 Mirage 2000С, ранее принадлежавших французским ВВС. Mirage 2000D и похожий 2000N являются основными ударными самолетами Франции. На снимке пара Mirage 2000D летит на форсаже во время боевого вылета над Афганистаном в декабре 2008 года.
Зарубежные операторы.
Интерес к Mirage 2000 проявили многие страны, и в 1981 году был получен первый заказ из Египта. Но из-за финансовых проблем египтян первым зарубежным покупателем Mirage 2000 стала Индия. В 1982 году она разместила заказ на 49 самолетов (42 одноместных Mirage 2000Н и семь двухместных Mirage 2000ТН). Самолеты, первый из которых передали индийцам в 1985 году, получил название Vajra. Индийские самолеты несколько раз принимали участие в военных конфликтах, в том числе и в Каргиле в 1999 году, когда они использовали для ударов бомбы с лазерным наведением. Mirage 2000 составляли основу ПВО Франции, но ныне на смену им приходят истребители Rafale.
Большую часть парка французских истребителей составляют самолеты модификации 2000С, и лишь одна эскадрилья вооружена машинами второго поколения 2000-SF, оснащенными PJ1C RDY и ракетами MICA. Наиболее универсальными из всех вариантов Mirage 2000 являются самолеты модификации D, а Mirage 2000N оптимизированы для решения ударных задач. На снимке первый самолет модификации D, вооруженный бомбами с лазерным наведением MATRA BOL, контейнером системы целеуказания ATLIS и ракетами Magic 2 для самообороны.
Последние модификации.
Ко времени появления последней серийной модификации Мк 24, поступившей на вооружение RAF в 1948 году, Spitfire уже заметно отличался от взлетевшего 12 лет назад прототипа не только возросшими летными характеристиками, но и внешне.
Первый Spitfire Мк 22 (РК3121) первоначально сохранил хвостовое оперение Мк21,нов дальнейшем получил киль и стабилизатор увеличенной площади. Первая истребительная часть Королевских вспомогательных ВВС, 600-я эскадрилья («City of London»), была сформирована в Биггин-Хилл в 1946 году. В следующем году ее Spitfire Mk XIV заменили на Mk 21.
Самолеты этого типов 1945-1947 годах находились на службе четырех регулярных подразделений RAF, а затем были переданы в RAuxAF, в том числе 602-й («City of Glasgow») и 615-й («County of Surrey») эскадрильям. Spitfire Mk 21 (на переднем плане) в одном строю с прототипом Мк 22 (РК312). Лишь Мк 21 успели принять участие в войне. Хотя Мк 22 и Мк 24 поступили на вооружение в конце 1940-х годов, служба их была недолгой из-за наступления эпохи реактивной авиации.
Рассматривалось, но не было принято предложение присвоить этой модификации новое имя Victor. Первый Мк21 (переделанный из второго прототипа Мк IV/XX) взлетел в декабре 1942 года. Этот самолет, называвшийся «переходный Мк 21», имел двигатель Griffon 61 и стандартное крыло Spitfire, хотя последнее отличалось прямыми законцовками и доработанной конструкцией с обшивкой увеличенной толщины для повышения прочности.
Семь месяцев спустя взлетел самолет, полностью соответствующий техническому заданию, — с новым крылом, дополнительными крыльевыми топливными баками и рядом других изменений. Вооружение этой машины состояло из четырех 20-мм пушек Hispano, а в качестве силовой установки использовался двигатель Griffon 65, развивавший мощность 2050 л. с. (1529 кВт).
Послевоенная служба.
После войны Spitfire Mk 21 также поступили на вооружение 1-й, 41-й и 122-й эскадрилий, которые были вскоре расформированы или оснащены самолетами других типов. Освободившиеся Mk 21 передали Королевским вспомогательным ВВС (RAuxAF), где они прослужили до 1948 года. Spitfire Mk 22, впервые взлетевший в марте 1945 года, отличался от Mk 21 только пониженным гаргротом и каплевидным фонарем кабины (ранее такие доработки не заслуживали появления новой модификации). Серийные машины, наконец, получили новое хвостовое оперение.
Проблемы с устойчивостью новых Spitfire удалось устранить, лишь создав киль и стабилизатор увеличенной площади. Впервые такое оперение установили на части серийных Mk 22, а стандартным оно стало на Mk 24 (на снимке). РК713 — самолет раннего выпуска с длинноствольными пушками. Этот вариант оказался удачливее — построили 278 самолетов. Ими оснастили лишь одну строевую эскадрилью RAF (73-я на Ближнем Востоке) и 12 эскадрилий RAuxAF, где они несли службу до 1951 года.
Некоторое количество машин было продано ВВС Южной Родезии, Египта и Сирии. Проектировавшийся Spitfire Mk 23 так и не был построен. Предполагалось оснастить этот самолет крылом с ламинарным профилем, подобным использовавшемуся на Supermarine Spiteful, и минимумом других доработок. Новое крыло опробовали на Spitfire Mk VIII, но управляемость самолета ухудшилась, а скорость выросла лишь незначительно по сравнению со стандартным Mk VIII, так что проект Mk 23 был закрыт.
Последние Spitfire.
Последним самолетом Spitfire стал Mk 24. Построили 54 машины, последняя из которых сошла со сборочной линии в феврале 1948 года. Внешне Mk 24 не отличались от Mk 22 позднего выпуска, но в хвостовой части фюзеляжа у них были установлены два дополнительных топливных бака, а под крылом они могли нести неуправляемые ракеты.
Последние Mk 24 получили короткоствольные пушки Hispano Mk V. Единственным подразделением RAF, получившим последние Spitfire, стала 80-я эскадрилья, базировавшаяся в германском Гютерслоу. В июле 1949 года ее перебросили в Гонконг, где она находилась до января 1952 года, став последней истребительной частью RAF, вооруженной Spitfire.
Операция «Буря в пустыне».
Пушка М230Е1 Chain Gun имеет скорострельность 600-650 выстрелов в минуту (60 в секунду) и выходит на этот режим за 0,2 с. Пушка установлена на турели с гидравлическим приводом и способна отклоняться на углы + 77 7-60° по вертикали идо 100° в обе стороны от продольной оси вертолета.