Модификация Mirage 2000-5

«Dassault» разработала модификацию Mirage 2000-5 как переходный вариант между самолетами раннего выпуска и истребителем четвертого поколения Rafale. Mirage 2000-5 является усовершенствованным вариантом 2000С с новым бортовым оборудованием, включая систему управления оружием, улучшенными средствами самообороны и доработанной силовой установкой. «Dassault» предложила покупателям на выбор одноместный и двухместный варианты этой машины.

Некоторое количество французских Mirage 2000С были доработаны до этого стандарта (2000-5F), а машины новой постройки были проданы Катару и Тайваню. Еще более совершенный Mirage 2000-9 (также известен как Mirage 2000-5 Mk II) был разработан для ОАЭ, купивших 30 самолетов этого типа. ОАЭ также провели программу доработки имевшихся у них самолетов и сегодня располагают парком примерно из 60 Mirage 2000-9.

Греция также приобрела 15 новых Mirage 2000-5 Mk II и доработала до этого стандарта 10 старых машин. Индия планирует доработать все свои самолеты, и «Dassault» вместе с фирмами «Thales» и HAL готова приступить к работам при наличии финансирования. Истребитель Dassault Rafale должен стать основным боевым самолетом ВВС Франции вместо Mirage 2000; последними планируется снять с вооружения машины модификации 2000D.

Rafale, вооруженные ракетами ASMP, сменят Mirage 2000N в качестве носителей ядерного оружия. В 2006 году Бразилия получила первый из 12 Mirage 2000С, ранее принадлежавших французским ВВС. Mirage 2000D и похожий 2000N являются основными ударными самолетами Франции. На снимке пара Mirage 2000D летит на форсаже во время боевого вылета над Афганистаном в декабре 2008 года.

Зарубежные операторы.
Интерес к Mirage 2000 проявили многие страны, и в 1981 году был получен первый заказ из Египта. Но из-за финансовых проблем египтян первым зарубежным покупателем Mirage 2000 стала Индия. В 1982 году она разместила заказ на 49 самолетов (42 одноместных Mirage 2000Н и семь двухместных Mirage 2000ТН). Самолеты, первый из которых передали индийцам в 1985 году, получил название Vajra. Индийские самолеты несколько раз принимали участие в военных конфликтах, в том числе и в Каргиле в 1999 году, когда они использовали для ударов бомбы с лазерным наведением. Mirage 2000 составляли основу ПВО Франции, но ныне на смену им приходят истребители Rafale.

  Самолет Cessna Model 680

Большую часть парка французских истребителей составляют самолеты модификации 2000С, и лишь одна эскадрилья вооружена машинами второго поколения 2000-SF, оснащенными PJ1C RDY и ракетами MICA. Наиболее универсальными из всех вариантов Mirage 2000 являются самолеты модификации D, а Mirage 2000N оптимизированы для решения ударных задач. На снимке первый самолет модификации D, вооруженный бомбами с лазерным наведением MATRA BOL, контейнером системы целеуказания ATLIS и ракетами Magic 2 для самообороны.

Последние модификации.
Ко времени появления последней серийной модификации Мк 24, поступившей на вооружение RAF в 1948 году, Spitfire уже заметно отличался от взлетевшего 12 лет назад прототипа не только возросшими летными характеристиками, но и внешне.

Первый Spitfire Мк 22 (РК3121) первоначально сохранил хвостовое оперение Мк21,нов дальнейшем получил киль и стабилизатор увеличенной площади. Первая истребительная часть Королевских вспомогательных ВВС, 600-я эскадрилья («City of London»), была сформирована в Биггин-Хилл в 1946 году. В следующем году ее Spitfire Mk XIV заменили на Mk 21.

Самолеты этого типов 1945-1947 годах находились на службе четырех регулярных подразделений RAF, а затем были переданы в RAuxAF, в том числе 602-й («City of Glasgow») и 615-й («County of Surrey») эскадрильям. Spitfire Mk 21 (на переднем плане) в одном строю с прототипом Мк 22 (РК312). Лишь Мк 21 успели принять участие в войне. Хотя Мк 22 и Мк 24 поступили на вооружение в конце 1940-х годов, служба их была недолгой из-за наступления эпохи реактивной авиации.

Рассматривалось, но не было принято предложение присвоить этой модификации новое имя Victor. Первый Мк21 (переделанный из второго прототипа Мк IV/XX) взлетел в декабре 1942 года. Этот самолет, называвшийся «переходный Мк 21», имел двигатель Griffon 61 и стандартное крыло Spitfire, хотя последнее отличалось прямыми законцовками и доработанной конструкцией с обшивкой увеличенной толщины для повышения прочности.

  Удары крылатыми ракетами

Семь месяцев спустя взлетел самолет, полностью соответствующий техническому заданию, — с новым крылом, дополнительными крыльевыми топливными баками и рядом других изменений. Вооружение этой машины состояло из четырех 20-мм пушек Hispano, а в качестве силовой установки использовался двигатель Griffon 65, развивавший мощность 2050 л. с. (1529 кВт).

Послевоенная служба.
После войны Spitfire Mk 21 также поступили на вооружение 1-й, 41-й и 122-й эскадрилий, которые были вскоре расформированы или оснащены самолетами других типов. Освободившиеся Mk 21 передали Королевским вспомогательным ВВС (RAuxAF), где они прослужили до 1948 года. Spitfire Mk 22, впервые взлетевший в марте 1945 года, отличался от Mk 21 только пониженным гаргротом и каплевидным фонарем кабины (ранее такие доработки не заслуживали появления новой модификации). Серийные машины, наконец, получили новое хвостовое оперение.

Проблемы с устойчивостью новых Spitfire удалось устранить, лишь создав киль и стабилизатор увеличенной площади. Впервые такое оперение установили на части серийных Mk 22, а стандартным оно стало на Mk 24 (на снимке). РК713 — самолет раннего выпуска с длинноствольными пушками. Этот вариант оказался удачливее — построили 278 самолетов. Ими оснастили лишь одну строевую эскадрилью RAF (73-я на Ближнем Востоке) и 12 эскадрилий RAuxAF, где они несли службу до 1951 года.

Некоторое количество машин было продано ВВС Южной Родезии, Египта и Сирии. Проектировавшийся Spitfire Mk 23 так и не был построен. Предполагалось оснастить этот самолет крылом с ламинарным профилем, подобным использовавшемуся на Supermarine Spiteful, и минимумом других доработок. Новое крыло опробовали на Spitfire Mk VIII, но управляемость самолета ухудшилась, а скорость выросла лишь незначительно по сравнению со стандартным Mk VIII, так что проект Mk 23 был закрыт.

  Самолет CE-43 Guepard

Последние Spitfire.
Последним самолетом Spitfire стал Mk 24. Построили 54 машины, последняя из которых сошла со сборочной линии в феврале 1948 года. Внешне Mk 24 не отличались от Mk 22 позднего выпуска, но в хвостовой части фюзеляжа у них были установлены два дополнительных топливных бака, а под крылом они могли нести неуправляемые ракеты.

Последние Mk 24 получили короткоствольные пушки Hispano Mk V. Единственным подразделением RAF, получившим последние Spitfire, стала 80-я эскадрилья, базировавшаяся в германском Гютерслоу. В июле 1949 года ее перебросили в Гонконг, где она находилась до января 1952 года, став последней истребительной частью RAF, вооруженной Spitfire.

Операция «Буря в пустыне».
Пушка М230Е1 Chain Gun имеет скорострельность 600-650 выстрелов в минуту (60 в секунду) и выходит на этот режим за 0,2 с. Пушка установлена на турели с гидравлическим приводом и способна отклоняться на углы + 77 7-60° по вертикали идо 100° в обе стороны от продольной оси вертолета.