Новый авианосец

В 1979 году в Испании состоялась закладка нового авианосца, созданного с широким использованием наработок по американскому проекту, а 22 мая 1982 года на воду был спущен авианосец «Принц Астурийский» (R11), имевший водоизмещение 16700 т и предназначенный для базирования Harrier второго поколения, AV-8B Harrier II, работы над которым велись в то время в США.

В марте 1982 года Испания подписала контракт на закупку 12 самолетов McDonnell Douglas EAV-8B, хотя старые машины с вооружения не снимались. В течение 1987 года оставшиеся в строю Harrier первого поколения прошли на базе в Йеовилтоне переоборудование — на них установили станции предупреждения о радиолокационном облучении Marconi Sky Guardian (модернизированный вариант ARI.18223), а к 1989 году обеспечили возможность применения модернизированных УР AIM-9L.

После прекращения КМП США в 1987 году эксплуатации AV-8A, подготовка испанских летчиков была продолжена в 8-й эскадрилье. В том же году в октябре были получены первые EAV-8B, под которые 29 сентября 1987 года в Роте сформировали 9-ю эскадрилью. Последний раз Harrier выходили в море на борту «Дедало» в 1988 году, в конце года корабль списали и переоборудовали в плавучий музей в Новом Орлеане.

А всего несколькими месяцами ранее Harrier приступили к регулярным полетам с палубы авианосца «Принц Астурийский» — два летчика-испытателя компании «ВАе» в течение двух недель выполнили с корабля 51 квалификационный полет, после чего авианосец перешел к берегам США, где летчики КМП США повторили данную процедуру на AV-8B. Новый испанский авианосец был оборудован носовым трамплином с углом схода 12°, для отработки взлета с которого в Йеовилтон, где был расположен тренажер такой палубы, были направлены три испанских AV-8S, один TAV-8S и восемь пилотов.

  Доработанный Як 26

Группа находилась там с 6 по 16 мая 1989 года. 31 мая авианосец «Принц Астурийский» был введен в боевой состав флота, и в августе обучение летчиков полетам с носового трамплина началось уже непосредственно на корабле (обычно на его борту находились четыре AV-8S и восемь EAV-8B).

Карьера AV-8S в испанском флоте стала клониться к закату после того, как Мадрид заказал партию модернизированных и оснащенных БРЛС самолетов Harrier II Plus (восемь машин поставлены в 1996-1997 годах). Эксплуатация AV-8S продолжалась до октября 1996 года, когда 8-я эскадрилья, имевшая налет 26244,5 ч, была расформирована.

Выбор командованием Королевских ВМС Таиланда для постройки своего авианосца испанской верфи означал, что, вероятнее всего, авиагруппа корабля будет включать самолеты AV-8S. И вскоре оставшиеся у испанцев семь AV-8S и flBaTAV-8S были проданы в Таиланд, составив костяк его авианосной авиации. Поставленные в сентябре 1997 года, самолеты вошли в состав 302-й эскадрильи, приписанной к авианосцу «Чакри Нарубет» и дислоцированной в Утапао. Базовую подготовку летчики прошли в США в 1995 году. По причине отсутствия запчастей Harrier к 2009 году практически полностью вышли из строя.

Eagle над Персидским заливом.
Вооруженные ракетами Sparrow и Sidewinder, американские и саудовские F-15 оказались в этом регионе вне конкуренции. Первыми самолетами сил коалиции, которые после вторжения Ирака 2 августа 1990 года в Кувейт прибыли в район Персидского залива, стали 24 истребителя F-15 из 27-й тактической истребительной эскадрильи (тиаэ) 1-го тактического истребительного авиакрыла (авиабаза Лэнгли, штат Вирджиния). 9 августа после 14,5-часового перелета и девяти дозаправок в воздухе F-15 прибыли на авиабазу Дахран, Саудовская Аравия.

Первоначально предполагалось, что по прибытии в район Дахрана половина эскадрильи совершит посадку для дозаправки и перевооружения, а остальные истребители будут обеспечивать в это время прикрытие. Однако иракские ВВС не предприняли ожидавшегося рейда на Саудовскую Аравию, поэтому все было сделано за один заход. А через сутки туда же прибыли еще 24 истребителя F-15C из 71-й тиаэ, причем президент Джордж Буш пообещал направить в регион дополнительные силы.

  Служба в ВВС Израиля

11 августа после непродолжительного отдыха летчики приступили к регулярному патрулированию воздушного пространства в назначенных районах. Причем полеты выполнялись строго вдоль границы, а пилоты имели приказ лишний раз не провоцировать противника. Поэтому, хотя летчики неоднократно наблюдали иракские МиГ-29, они предпочитали уклоняться от прямого столкновения. Постепенно группировка Eagle в зоне Персидского залива была усилена за счет самолетов других эскадрилий, включая 32-ю тиаэ (авиабаза Состерберг, Нидерланды), 53-ю и 525-ю тиаэ (обе с авиабазы Битбург, Германия), а также 58-ю тиаэ (авиабаза Эглин, штат Флорида).

Не все они базировались в Саудовской Аравии, например 32-я и 525-я тиаэ были переброшены на турецкую авиабазу Инчирлик (также Инджирлик), что позволило Пентагону поставить под контроль все воздушное пространство северной части Ирака, а в последующем беспрепятственно наносить удары по объектам в северной и южной частях страны.