ОДК создаст демонстратор российского гибридного авиадвигателя в 2023 году

Демонстратор технологий гибридного авиадвигателя, который в перспективе не уступит по техническим характеристикам существующим газотурбинным установкам, но при этом будет расходовать гораздо меньше топлива и наносить вред экологии, появится в России в 2023 году, заявил генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин в кулуарах Международной научно-технической конференции по авиадвигателям ICAM 2020.

«Сегодня в ОДК сформирована команда, установлены конкретные сроки выполнения научно-исследовательских работ. Первые результаты мы планируем получить уже в течение двух лет. Это будет демонстратор технологий гибридной силовой установки», – отметил он.

 

Юрий Шмотин добавил, что к этому времени будут сформированы чёткие требования к компонентам гибридной силовой установки, которые позволят к 2027 году создать двигатель, который по своим характеристикам не будет уступать газотурбинному. При этом силовая установка будет иметь существенные преимущества по удельному расходу топлива и «воздействию на экологию с точки зрения выброса вредных веществ».

Выступая на пленарном заседании в первый день работы конференции, заместитель генерального директора ЦИАМ Виктор Марков в свою очередь отметил, что гибридные силовые установки стали для института совершенно новой тематикой исследований.

Заместитель генерального директора ЦИАМ Виктор Марков

Совместно с компанией «СуперОкс» проведён большой комплекс работ, который на сегодняшний день позволил выйти на стадию лётных испытаний электродвигателя на высокотемпературных сверхпроводниках в составе летающей лаборатории Як-40, подготовленной в Сибирском научно-исследовательском институте авиации.

«Сейчас мы активно занимаемся подготовкой заключения к первому вылету, поскольку [самолёт] уже демонстрировал пробежки и функционирование в наземных испытаниях, следующая стадия — это лётные испытания», — подчеркнул замгендиректора ЦИАМ.

В феврале 2021 года на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина начался этап наземных отработок летающей лаборатории на базе самолёта Як-40 с демонстратором гибридной силовой установки, оснащенной электродвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП).

  Во Франции A319neo с двигателем на биотопливе выполнил первый полёт

Специалисты СибНИА исследовали условия электромагнитной совместимости бортового и ВТСП-оборудования, проверили основные режимы работы электродвигателя и его систем: захолаживание, пуск, остановка, работа под нагрузкой. В ходе испытаний была подтверждена правильность выбранных электротехнических решений, отмечена корректная совместная работа самолётного оборудования и ВТСП электродвигателя.