Операция Chastise

Маршруты Lancaster ночью 16 мая 1943 года были выбраны так, чтобы обойти позиции зенитной артиллерии и базы ночных истребителей. Основными целями были три дамбы (Мён, Зорпе и Эдер), расположенные во главе водохранилищ (на карте показаны как вершины желтого треугольника).В итоге, Mirage 2000 получил большое треугольное крыло, как у предшественников, обеспечивающее высокую подъемную силу и большие объемы для размещения топлива.

Хотя сейчас на вооружение поступают истребители Rafale, Mirage 2000 пока остается основным боевым самолетом ВВС Франции, использующимся в нескольких вариантах. Помимо стандартного одноместного перехватчика Mirage 2000С применяется небольшое число двухместных учебно-боевых самолетов Mirage 2000В. Во французских ВВС эти самолеты известны под собирательным обозначением Mirage 2000DA (от Defense Aerienne — ПВО).

В качестве носителей ядерного оружия французские ВВС используют двухместные Mirage 2000N, вооруженные ракетой ASMP. В результате совершенствования Mirage 2000N был создан ударный вариант Mirage 2000D, способный нести широкую номенклатуру французских боеприпасов класса «воздух-поверхность». ОАЭ является одним из самых крупных зарубежных операторов Mirage 2000. ВВС этой страны имеют смешанный парк многоцелевых самолетов первого (2000EAD) и второго (2000-9) поколения Mirage 2000 Последние могут нести крыла тую ракету Storm Shadow. Несмотря на скептическое отношение, фирме «Dassault» удалось доказать состоятельность схемы бесхвостка.

Основным покупателем Mirage 2000 были ВВС Франции. На снимке представлен перехватчик Mirage 2000С из знаменитой эскадрильи ЕС 2 «Cigognes» («Аисты»). На новой машине «Dassault» вернулась к схеме бесхвостка с треугольным крылом, столь хорошо зарекомендовавшей себя на истребителях Mirage III, 5 и 50. Mirage 2000-5 Mk II-самый совершенный из всего семейства.

Mirage 2000, ставший последним в семействе самолетов с таким именем, создавался как чистый истребитель для ВВС Франции, но постепенно превратился в полноценный многоцелевой самолет. Французская фирма «Dassault Aviation» практиковала повторное использование названий удачных самолетов.

После истребителя Mirage III, принесшего в 1960-х годах мировую известность Марселю Дассо, был создан Mirage F1, имевший совершенно иную схему. В 1980-1990-х годах «Dassault» создала третье поколение самолетов Mirage, которые снова радикально отличались от своих предшественников.

  Эксплуатация AV 8S

В 1972 году фирма «Dassault» приступила к разработке проекта Delta 1000, хотя основное внимание в тот период уделялось программе создания боевого самолета следующего поколения ACF (Avion de Combat Futur). Но ACF оказался слишком дорогим, и от его постройки отказались, а вот казавшийся неперспективным проект самолета Delta 1000, переименованного в Mirage 2000, начал обретать форму. ВВС и ПВО ОАЭ приобрели Mirage 2000-9 и доработали свои старые самолеты до этого стандарта.

Стандартные Mirage 2000 приобрели еще несколько стран, включая Грецию, Перу и ОАЭ. Большинство зарубежных покупателей используют свои Mirage 2000 для решения задач ПВО или нанесения ударов, хотя ОАЭ также располагают несколькими Mirage 2000RAD, оснащенными контейнерами с разведывательной аппаратурой. Экспорт Mirage 2000 столкнулся с рядом проблем, обусловленных высокой ценой машины и конкуренцией со стороны таких самолетов, как МиГ-29, F/A-18 Hornet и F-16 Fighting Falcon.

Атака, получившая название «Chastise», была проведена ночью 16 мая 1943 года. Взлетев из Скэмптона в 21:10, первая волна бомбардировщиков направилась к дамбе Зорпе. По пути Lancaster «Е» и «К» были сбиты над Зюйдер-Зее, а самолет «Н» потерял свою бомбу, коснувшись поверхности моря, и вернулся назад. Радиостанция машины «W» была разбита зенитным снарядом, и лишь самолет «Т» атаковал Зорпе. Гибсон на бомбардировщике «G» возглавил вторую волну атаки. Шесть самолетов направились к дамбе Мён, а три — к дамбе Эдер.

Взлетев в 21:25, группа потеряла по пути Lancaster «В», сбитый около Розендаля. Дамбу Мён атаковали бомбардировщики «G», «Р», «М», «А» и «J». Бомба машины «М» перелетела через дамбу, но сам самолет был сбит зенитками при выходе из атаки. Дамба была пробита бомбой с бомбардировщика «J», и кодовое слово «NIGGER», означавшее успех, ушло в эфир. Поврежденный бомбардировщик «А» совершил посадку на воду на обратном пути. Из группы, атаковавшей Эдер, Lancaster «N» разрушил дамбу, «Z» был сбит зенитками, a «L» вернулся на базу. Третья группа действовала в качестве резерва.

  Вертолеты оперативной группы

Бомбардировщик «О» по ошибке атаковал дамбу Швельме, a «F» безрезультатно сбросил бомбу на Зорпе. «У» был перенацелен на дамбу Зорпе, но не смог найти ее в тумане, «С» направился к дамбе Листер и пропал без вести, а самолет «S» был сбит. Из 19 самолетов со 133 членами экипажей на борту были сбиты восемь, 53 летчика погибли, а трое попали в плен.

Гибсон был награжден Крестом Виктории, а всего экипажи эскадрильи получили за этот рейд еще 34 награды. Наводнение, вызванное разрушением дамб на Мёне и Эдере, нанесло серьезный ущерб промышленности Рура. Охрана дамб понесла суровое наказание. Так 617-я эскадрилья вошла в историю после первого же боевого вылета. В носители бомбы «Upkeep» были переделаны 23 Lancaster В.Мк III, из которых 19 были задействованы в рейде.

Разведывательные полеты, проведенные после атаки, позволили получить снимки разрушений, вызванных наводнением. На этом снимке дамба Мён через день после удара. Полностью восстановить ее удалось лишь в 1946-1947 годах.

Оснащенная бомбардировщиками Avro Lancaster, 617-я эскадрилья была сформирована 21 марта 1943 года в Скэмптоне на базе звена «С» 106-й эскадрильи, которую возглавлял винг-коммандер Гай Пенроуз Гибсон, — он и стал командиром нового подразделения. Ему разрешили лично подобрать экипажи для эскадрильи, которая на протяжении последующих двух месяцев занималась тренировками, летая на малых высотах.

Никто из экипажей не знал, что будет их целью, и какое оружие им придется применять. Бомбоотсек Lancaster был значительно доработан для подвески «прыгающей» бомбы «Upkeep». На снимке хорошо видны выступающие за обводы кронштейны, к которым крепилась бомба. Для разрушения дамбы Уоллис разработал оружие, получившие название «Upkeep». Это была вращающаяся глубинная бомба. Гай Гибсон (на трапе) и его экипаж поднимаются на борт Lancaster ED932/AJ-G перед налетом на дамбу Мён.

  Самолет Cessna Model 441

Ни сам Гибсон, ни его экипаж не дожили до конца войны. Весившая 4195 кг и содержавшая 2994 кг взрывчатки Тогрех. Разрушительная сила бомбы зависела от ее положения относительно объекта удара и при относительно небольшом заряде могла уничтожить даже такое массивное сооружение как дамба. Огромные дамбы были защищены противоторпедными сетями, а это означало, что бомбу нужно сбрасывать уже за ними (что было трудновыполнимо) или искать способ, чтобы преодолеть препятствие.

Уоллис нашел решение, наблюдая за играющими детьми, заставляющими скакать камешки по поверхности воды. Чтобы достичь подобного эффекта, бомбе следовало придать вращение еще на борту Lancaster — после сброса она прыгала по поверхности воды на довольно большое расстояние. Такая техника делала атаку осуществимой, но, в свою очередь, порождала новые проблемы. Сброс бомбы требовалось осуществить на определенном расстоянии от дамбы и с определенной высоты полета.

Для подвески бомбы Lancaster потребовалось доработать. Створки с бомбоотсека были сняты, а внутри установили два кронштейна, между которыми висела бомба. Электромотор через ременную передачу раскручивал ее до требуемых 500 оборотов в минуту. Трудную задачу точного выдерживания высоты ночью над водной поверхностью решили установкой двух поисковых прожекторов под брюхом Lancaster таким образом, чтобы их лучи сходились в одно пятно, когда самолет летел на высоте 18,3 м.

Для точного соблюдения расстояния между точкой сброса и дамбой бомбардира снабдили простейшим приспособлением в виде деревянного треугольника с глазком на одной вершине и двумя гвоздиками на остальных. Когда ориентиры на дамбе — две хорошо заметные башни — поравнялись с гвоздиками, можно было сбрасывать бомбу.