Самолет А6 Intruder

Мало кто мог предположить, что весьма невзрачный на вид самолет А-6 Intruder в течение трех десятилетий будет использоваться в ВМС в различных вариантах — самолета РЭБ, штурмовика и самолета-заправщика. К середине 1956 года американские авиапроизводители направили Пентагону свои предложения в ответ на выданную им «Спецификацию типа 149» (TS 149).

Данный документ предусматривал создание нового боевого самолета, в котором можно было бы успешно реализовать требования, предъявляемые ВМС США к «среднему ударному самолету» (штурмовику), и требования КМП США к самолету, способному эффективно решать задачу оказания непосредственной авиационной поддержки.

Фактически, военным требовался всепогодный штурмовик с экипажем из двух человек, имеющий боевой радиус в варианте самолета непосредственной авиационной поддержки 555 км, а в варианте дальнего ударного — до 1850 км и способного развивать крейсерскую скорость 920 км/ч. Новый самолет корабельного базирования должен был выполнять взлет как с гидропневматических катапульт авианосцев типа «Эссекс», так и с паровых катапульт новых авианосцев типа «Форрестол».

Кроме того, спецификация TS 149 содержала требование обеспечить перспективный самолет возможностью совершать укороченные взлет и посадку (STOL), что диктовалось намерением командования КМП США базировать штурмовики на небольших аэродромах приморских плацдармов. 15 мая 1957 года Управление аэронавтики ВМС США направило компании «Grumman» тактико-техническое задание на перспективный штурмовик VA(X).

В течение всего нескольких недель Лоуренс Мид и возглавляемая им группа конструкторов выполнили проработку эскизного проекта такого самолета, получившего на фирме обозначение Grumman Design 128. Это был самолет обычной конструкции, со среднераспо- ложенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением, силовой установкой в составе двух ТРД Pratt & Whitney J52 и экипажем из двух человек, располагавшихся в кабине бок о бок.

  Подразделения F-16 IAF

Семь других компаний, которым были посланы запросы на предложения, представили свои проекты, причем «Boeing», «Douglas», «Martin» и «Vought» представили по два проекта — с турбовинтовыми и турбореактивными двигателями, тогда как «Bell», «Lockheed» и «North American» ограничились только одним проектом. Варианты с одним ТРД, с турбовинтовыми двигателями, а также предложенный «Bell» самолет с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой военные отвергли.

Таким образом, в финальной части тендера приняли участие «Douglas», «Grumman» и «Vought». 2 января 1958 года ВМС США объявили победителем «Grumman» и подписали с ней контракт на полномасштабную разработку и постройку четырех опытных A2F-1 Intruder (часто употребляемое обозначение опытных машин YA2F-1 в официальных документах ВМС США не использовалось). Разработчики A2F-1 пожертвовали изящностью облика машины в пользу ее высокой боевой эффективности. Летчики располагались в имеющей хороший обзор кабине бок о бок, пилот сидел несколько впереди штурмана-оператора вооружения.

Двухдвигательный самолет.
Выбор в пользу двухдвигательной силовой установки был сделан в самом начале работ по перспективному штурмовику — в ее состав включили двигатели Pratt 8; Whitney J52-P-6 тягой 38 кН, с отклоняемым вниз на 23° соплом. Однако первые же испытательные полеты показали, что, благодаря мощной механизации крыла, взлетно-посадочные характеристики вполне удовлетворяют заказчика и без применения системы отклонения вектора тяги.

Поэтому на серийных машинах от сложного механизма поворота отказались и стали ставить двигатели с неподвижным соплом, что даже позволило сэкономить в весе. Повышенное внимание было уделено БРЭО и вооружению самолета, особенно в модификации самолета РЭБ Prowler. Совершенствование БРЭО продолжалось практически на протяжении всего срока службы этих машин.

Для обнаружения и автоматического сопровождения цели предназначены две РЛС, антенны которых занимают всю носовую часть самолета и размещены под единым радиопрозрачным обтекателем, который формирует характерный облик носовой части машины и при обслуживании РЛС откидывается вверх. Поисковая РЛС Norden AN/APQ-92 находит, сопровождает и обеспечивает атаку цели. Специальная РЛС AN/APQ-112 (на ранних машинах стояла РЛС Naval Avionics Facility AN/APQ-88) служит для автоматического сопровождения точечных целей и картографирования местности по курсу самолета.

  Использование воздушного пространства

Обе РЛС были интегрированы в прицельно-навигационную систему DIANE (digital, integrated attack and navigation equipment), которая также включала цифровой вычислитель Litton AN/APQ-61, ИНС AN/ASN-31, вычислитель воздушных параметров СР-729А, индикатор AN/AVA-1, РЛ -высотомер AN/APN-141, доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/APN-153, блок управления AN/ASQ-57, самолетное переговорное устройство AN/AIC-4, а также аппаратуру «свой-чужой», TACAN и автоматический радиокомпас.

Позже в 1979 году на А-6 установили оптико-электронную многодатчиковую систему обеспечения распознавания и поражения целей TRAM (Target Recognition and Attack Multisensor), обеспечивающую классификацию наземных и надводных целей и применение по ним оружия. Компания «Grumman» приступила к постройке первой машины в 1959 году, то есть еще до того, как ВМС США выполнили оценку представленного полноразмерного макета штурмовика.

Причем на A2F-1 Intruder были впервые применены приборное оборудование кабины на основе многофункциональных CRT-индикаторов, аналоговый пилотажный командный прибор и одна из первых интегрированных систем управления вооружением. Восьмой А-6А, BuNo. 148618, выполняет взлет с катапульты атомного авианосца «Энтерпрайз».