Самолет Cessna Model 150 и Model 152

Когда в 1950 году выпуск Model 120 и Model 140 прекратился, «Cessna» сосредоточилась на разработке четырехместных самолетов аналогичной конфигурации.

И только после того, как 12 сентября 1957 года в воздух поднялся Model 150 (изначально — Model 142), компания вновь вернулась на рынок двух местных легких самолетов. Model 150 представлял собой цельнометаллический высокоплан с крылом с одинарными подкосами, и в остальном был схож с Model 140А — за исключением неубираемого шасси с хвостовым колесом.

Опционально предусматривалась возможность установки дублирующего управления, а силовая установка включала один четырехцилиндровый двигатель 0-200-А мощностью 100 л.с. Всего было выпущено 1018 самолетов базовой модификации. На конечной стадии серийного выпуска самолет предлагался в вариантах Model 150 Standard, Model 150 Commuter, Model 150 Commuter II и Model 150 Aerobat.

Первые три отличались установленным на борту оборудованием, по желанию заказчика можно было устанавливать также и другие образцы авионики и оборудования. Модель Aerobat имел уже конструктивные отличия, что позволило сертифицировать самолет для полетов с перегрузками до +6 g/-3 д при максимальной массе. В конце 1977 года семейство Model 150 в производстве сменил самолет Model 152, созданный на базе Model 150М, но оснащавшийся двигателем Lycoming 0-235-L2C с новым воздушным винтом. Кроме того, самолет отличался от предшествующих модификаций

Cessna Model 120 и Model 140. Закрылки на Cessna 140 были расположены между фюзеляжем и подкосами и имели характерную поверхность. Отсутствие этих элементов конструкции, а также двойные подкосы говорят о том, что это Model 120. Прототип Cessna Model 120 совершил первый полет 28 июня 1945 года, с ним компания после окончания Второй мировой войны намеревалась завоевать значительную часть рынка частных самолетов.

Самолет представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом с подкосами, закрытой кабиной на двух человек с двойным управлением и был цельнометаллическим, за исключением крыла, которое изготовлялось из дерева и имело полотняную обшивку. Шасси — неубираемое, с хвостовым колесом. Силовая установка включала один четырехцилиндровый двигатель С-85-12 мощностью 85 л. е., что в сравнении с менее мощными силовыми установками конкурентов и весьма привлекательной ценой позволило «Cessna» добиться успеха — были проданы 2172 самолета Model 120.

  Модификация Mirage 2000-5

В дополнение к базовой модификации Model 120 компания предлагала машину класса «люкс», Model 140, имевшую закрылки с ручным управлением, металлическим крылом, дополнительными иллюминаторами в задней части кабины и единую электрическую систему. Выпуск обеих модификаций прекратился в 1950 году, были проданы 4907 самолетов Model 140 и 525 самолетов модификации Model 140А, которая была запущена в серию в 1 949 году и отличалась цельнометаллическим крылом и одинарным подкосом вместо двойного, а на части машин были установлены еще и более мощные 90-сильные двигатели С-90-12.

Варианты.
Model 150А: 332 самолета, отличавшиеся от Model 150 новой приборной панелью, задними иллюминаторами большей площади и смещенными несколько назад основными опорами шасси. Model 150В: 350 самолетов улучшенной модификации, отличавшихся от Model 150А новым воздушным винтом, обтекателем втулки воздушного винта и другими незначительными усовершенствованиями
Model 150С: 387 самолетов, в целом, схожих с Model 150В, но отличавшихся возможностью установки кресла для ребенка. Model 150D: 681 самолет, созданный на базе Model 150С.

Первая машина поднялась в воздух 4 февраля 1963 года, отличалась укороченной задней частью фюзеляжа — это позволило разместить в задней части большие иллюминаторы, находившиеся уже за линией задней кромки крыла Model 150Е: 760 самолетов, модернизированный вариант Model 150D Model 150F: 3000 самолетов существенно модернизированных Model 150Е, отличавшихся стреловидным вертикальным хвостовым оперением, увеличенными дверями кабины и закрылками с электроприводом; это была первая модификация, строившаяся по лицензии компанией «Reims» во Франции — было выпущено 67 самолетов под обозначением F150F.

Model 150G: 2666 самолетов, представлявших собой модернизированный вариант Model 150F, отличающийся более широкой кабиной и новой приборной панелью; во Франции по лицензии было построено 152 самолета, получивших местное обозначение F150G. Model 150Н: 2110 самолетов — незначительно усовершенствованная модификация 150G; во Франции построено 170 самолетов под обозначением F150Н. Model 150J: 1820 самолетов — усовершенствованный вариант Model 150Н, с новым шасси; во Франции по лицензии построено 140 самолетов, под обозначением F150J.

  Самолет Cessna Model 680

Model 150К: 875 самолетов улучшенной модификации Model 150J, отличающейся новой кабиной с новыми креслами, выпуклыми законцовками крыла и триммером на нижней части задней кромки руля направления; во Франции построено 129 машин под обозначением F150К. Model 150L: 3778 самолетов — улучшенная модификация Model 150К, отличавшаяся от предшественников увеличенным обтекателем киля, модифицированным капотом и трубчатыми стальными стойками шасси, а с 1974 года — новыми обтекателями колес;

Во Франции по лицензии построено 485 самолетов под обозначением F150L, а еще 39 самолетов под обозначением А150L были собраны аргентинской «DINFIA». Model 150М: 3624 самолета-улучшенная модификация Model 150L, с более высоким килем, но с меньшей хордой; во Франции построено 285 самолетов — под обозначением F150М. Model А150 Aerobat: 734 самолета — спортивно-пилотажная модификация самолетов серии Model 150. Первый полет такой самолет выполнил 2 января 1969 года; выпускались в вариантах Model А150К, Model А150L и Model А150М; имели усиленную конструкцию, ремни безопасности на всех креслах и аварийно сбрасываемые двери кабины; во Франции построено 120 самолетов под обозначением FA150K/L, 141 самолет под обозначением FRA150L — последний с одним двигателем Rolls-Royce (Continental) 0-240-А мощностью 130 л.с. (97 кВт), а также 75 самолетов FRA150М, имевших модифицированное вертикальное хвостовое оперение — как на F150M.

Тактико-технические характеристики.
Cessna Model 152 Standard Тип: двухместный туристический, спортивный и учебный самолет Сиповая установка: один четырехцилиндровый двигатель Lycoming 0-235-L2C мощностью 110 л. с. (82 кВт). Летные характеристики: макс, скорость на уровне моря 204 км/ч; крейсерская скорость на высоте 2440 м-198 км/ч; начальная скороподъемность 229 м/мин; практический потолок 4480 м; дальность 1278 км Масса: пустого 502 кг; максимальная взлетная 757 кг.

Размеры: размах крыла 9,97 м; длина 7,34 м; высота 2,59 м; площадь крыла 14,59 м1. Все самолеты семейства Model ISO, вплоть до Model 150Е, имели обычное вертикальное хвостовое оперение, только модификация Model 150F получила стреловидное хвостовое оперение. (в т. ч. 89 самолетов FA152 Aerobat).

Самолеты семейства Model 152 предлагались покупателям в модификациях Model 152, Model 15211, Model 152 Trainer и Model 152 Aerobat. односегментным капотом, модифицированными закрылками и составом электрооборудования. До середины 1980-х годов, когда их выпуск был прекращен, компания продала 7584 самолета семейства Model 152, втом числе 315 машин модификации Model А152 Aerobat, аналогичных Model А150, и 641 самолет, построенный во Франции под обозначением F152.

  Самолет Chengdu F-7M Airguard

Cessna Model 162 Sky Catcher.
Прогнозируя высокую потребность рынка в новом учебном или легком спортивном (LSA) самолете, «Cessna» приступила к разработке такой машины и в 2006 году представила самолет, который должен был подтвердить заложенные в концепцию расчеты. Первые полеты самолет выполнил с двигателем Rotax, но затем силовую установку модернизировали, включив в ее состав двигатель Teledyne Continental 0-200А. В конечном итоге для нового самолета, получившего обозначение Cessna Model 162 SkyCatcher, был выбран более легкий вариант данного двигателя — 0-200D.

В воздух он поднялся 8 марта 2008 года, имел конструкцию, полностью выполненную из алюминиевых сплавов, и оснащался комплексом авионики Garmin G300 с одним дисплеем типа «split-screen» (разделенный экран) или, опционально, с двумя цветными обычными дисплеями — один многофункциональный, а другой — для отображения основной полетной информации.

Самолет двухместный, штурвальные колонки размещены под приборной панелью для экономии места. Впервые машину широкой публике продемонстрировали 22 июля 2007 года на авиашоу «AirVenture» в Ошкоше, штат Висконсин, причем машина изначально позиционировалась как разработанная под новые требования к легким спортивным самолетам, позволяющим существенно упростить и удешевить обучение начинающих пилотов.

И всего две недели спустя после авиашоу «AirVenture» на SkyCatcher поступило 720 заказов. Позже представители «Cessna» объявили о том, что в качестве опциональной возможности к установке на самолет предлагается специальная система, позволяющая в случае возникновения в полете чрезвычайной ситуации выполнять приземление всего самолета с пилотом и пассажиром при помощи парашютов.