Разработка нового административного самолета с ТВД, получившего обозначение Model 441, была анонсирована фирмой «Cessna» 15 ноября 1974 года. Прототип впервые поднялся в воздух 26 августа 1975 года, а ко времени начала поставок машина получила имя Conquest II.
«Cessna» разрабатывала Conquest II в надежде занять нишу на рынке деловой авиации между реактивными самолетами и самолетами с поршневыми двигателями. Но в 1978 году компании пришлось внести коррективы в свои планы после того, как один из серийных самолетов потерпел катастрофу.
Полеты Conquest II были приостановлены для выяснения причин происшествия и разработки способов устранения проблемы. «Cessna» разработала новую форму хвостового оперения и после повторной сертификации все уже построенные самолеты прошли соответствующие доработки. Фирма «Garrett» специально разработала ТВД ТРЕЗ31, чтобы обеспечить хорошие высотные и скоростные характеристики 11-местного Cessna Model 441.
Тактико-технические характеристики.
Cessna Model 441 Conquest II Тип: административный самолет с экипажем из одного человека Силовая установка: два ТВД Garrett TPE331-8-401S/402S мощностью по 636 э.я. с. (474 кВт) Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4875 м — 547 км/ч; крейсерская скорость на высоте 10 670 м — 480 км/ч; начальная скороподъемность 742 м/мин; потолок 10 670 м; дальность полета 4245 км Масса: пустого 2588 кг; максимальная взлетная 4468 кг Размеры: размах крыла 15,04 м; длина 11,89 м; высота4,01 м; площадь крыла 23,56 м.
Полезная нагрузка: до 10 пассажиров. При создании Conquest использовалось шасси и крыло самолета Model 404 Titan, но размах был увеличен вставками на законцовках. В герметичной кондиционируемой кабине могли разместиться один пилот и до 10 пассажиров, но существовал и вариант люкс, рассчитанный на четырех пассажиров. Выпуск Conquest II был прекращен в середине 1980-х годов.
Cessna Model 500 Citation, Model 501 Citation I, Model 550 Citation II и Model 560 Citation V.
Cessna Model 500 Citation был одним из первых деловых самолетов нового поколения, оснащенных двух- контурными ТРД. Такая конфигурация силовой установки была выбрана под давлением со стороны защитников природы, требовавших снизить шум самолетов, и операторов, нуждавшихся в более экономичных машинах.
Компания вложила большие средства в разработку этого самолета, и прототип, в тот период называвшийся Fanjet 500, впервые взлетел 15 сентября 1969. Переименованный в Citation вскоре после первого полета, Model 500 по конфигурации был подобен другим двухдвигательным самолетам «Cessna», за исключением силовой установки, которая состояла из двух ТРДД JT15D-1 тягой по 9,78 кН, установленных в гондолах по бортам фюзеляжа, прямо за задней кромкой крыла.
В ходе летных испытаний в конструкцию был внесен ряд существенных доработок, и поставки самолетов заказчикам начались лишь в конце 1971 года. Пять лет спустя появился усовершенствованный вариант Model 501 Citation I с крылом увеличенного размаха и двигателями JT15D-1 А. Вскоре за ним последовал вариант Model 501 Citation I/SP, сертифицированный для полетов с одним пилотом.
Небольшое число Citation было выпущено для ВВС нескольких государств, для использования в качестве VIР и штабных транспортов. Другие продажи Citation военным операторам включали единственный самолет для аэрофотосъемки для армии Аргентины и небольшое количество самолетов для связи и коммуникаций для ВВС Китая, Мексики, Венесуэлы и ВМС Эквадора. Следующим в семействе стал самолет Citation II, первый полет которого состоялся 31 января 1977 года.
Его конструкция подверглась существенным изменениям, включая установку крыла увеличенного размаха, удлиненный фюзеляж (вместимость увеличилась до 12 человек), более мощные ТРДД JT15D-4 тягой по 11,12 кН и увеличенный запас топлива. Поставки начались в 1978 году и, как и в случае с Citation I, был создан вариант Model 551 Citation II/SP, сертифицированный для полетов с одним пилотом. Citation II служили в ВМС Испании и ВВС Венесуэлы. Также эти самолеты приобрели ВВС Мьянмы (Бирмы) и Турции.
Самолет Model S550 Citation S/II, взлетевший 14 февраля 1984 года, отличался крылом с новым профилем и аэродинамическими «запилами» на передней кромке и был оснащен ТРДД JT15D-4B. Вариант этого самолета, Model 552, был выбран ВМС США в качестве радиолокационного тренажера. Citation Vлегко отличить по семи иллюминаторам на борту кабины. Планер базового самолета неоднократно подвергался модификациям и доработкам для создания целого семейства превосходных деловых самолетов.
Эта машина, получившая военное обозначен иеТ-47А, отличалась крылом уменьшенного размаха и оснащалась ТРДД JT15D-5 тягой по 12,89 кН. Были закуплены 15 машин, вошедших в состав эскадрильи VT-86 на базе ВМС Пенсакола, эксплуатировавшихся вплоть до замены их самолетами Rockwell Т-39 Sabreliner.
Обычно экипаж Т-47А, получившего прозвище Platypus (утконос), включал гражданского пилота, инструктора ВМС и трех курсантов. Следующий вариант Citation II, с новыми двигателями Pratt & Whitney Canada PW530A тягой по 12,23 кН, усовершенствованной авионикой и новым интерьером кабины, позаимствованным у Citation V Ultra, получил имя Citation Bravo.
Прототип взлетел 25 апреля 1995 года, а поставки заказчикам начались в июне 1996 года. К концу 1990-х годов был получен только один военный заказ — ВВС США в 1997 году приобрели пять самолетов сопровождения ОТ-47В, оснащенных РЛС Northrop Grumman APG-66 и ИК-аппаратурой слежения Northrop Grumman WF-360. Прототип следующего варианта Citation S/II поднялся в воздух 18 августа 1987 года. Получивший обозначение Model 560 Citation V, этот самолет отличался двигателями JT15D-5A и удлиненным фюзеляжем.
Поставки серийных машин начались в апреле 1989 года, и среди военных операторов Citation V были ВВС Марокко, силы самообороны Сейшел и южноафриканская военная организация Venda Defence Force. Тактико-технические характеристики. Cessna Model 560 Citation V Ultra Тип: среднемагистральный транспортный самолет с экипажем один — два человека. Силовая установка: два ТРДД Pratt & Whitney Canada JT15D-5D тягой по 13,55 кН.
Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 10 670 м-796 км/ч; начальная скороподъемность 1249м/мин; потолок 13 715 м; дальность полета с пятью пассажирами — 3630 км Масса: пустого 4377 кг; максимальная взлетная 7393 кг Размеры: размах крыла 15,91 м; длина 14,90 м; высота 4,57 м; площадь крыла 30,00 м! Полезная нагрузка: до восьми пассажиров. Дальнейшим развитием Citation V стал Citation V Ultra, совершивший первый полет в августе 1987 года.
На нем были установлены цифровой автопилот, электронная система полетной информации EFIS и ТРДД JT15D-5D тягой по 13,55 кН. В число военных операторов этой машины вошли ВВС Испании, Армия США (транспортный среднемагистральный самолет UC-35A) и КМП США (UC-35C). Созданный в 1997 году самолет Citation Excel представляет собой комбинацию крыла и оперения Citation Ultra с укороченным фюзеляжем Citation X. Усовершенствованный вариант Citation Ultra Encore был анонсирован в 1998 году и получил в Армии США обозначение UC-35B.