Первые самолеты семейства Citation имели не слишком большую дальность полета и весьма скромную полезную нагрузку. В конце 1980-х годов «Cessna» решила расширить линейку выпускаемых ею самолетов за счет более совершенных машин. Они должны были иметь увеличенную полезную нагрузку, высокую крейсерскую скорость и трансконтинентальную дальность полета.
Такой самолет, получивший обозначение Model 750 Citation X, был анонсирован в октябре 1990 года, а первый из трех прототипов поднялся в воздух 21 декабря 1993 года. Сертификат летной годности был получен в июне 1996 года, а в конце года начались поставки заказчикам. Citation X выполнен по той же схеме, что и средние машины семейства Citation, но отличается крылом со стреловидностью 37° по линии четвертей хорд.
Место соединения крыла с фюзеляжем закрыто большим обтекателем, внутри которого размещается большая часть из 5900 кг топлива, имеющегося на борту. Задние кромки крыла заняты трех-секционными закрылками и элеронами, а практически весь размах передних кромок занимают двухсекционные предкрылки.
Хвостовое оперение Т-образное, фюзеляж имеет круглое сечение с усиленной конструкцией «повышенной живучести» в районе гермокабины, каждая из стоек шасси оснащена сдвоенными пневматиками. Кабина экипажа рассчитана на двух человек и оснащена авионикой на основе системы Honeywell Primus 2000. На начало 2009 года Citation X оставался самым быстрым серийным гражданским самолетом.
Средства отображения полетной информации состоят из пяти дисплеев: по одному основному индикатору полетных данных и многофункциональному индикатору у каждого члена экипажа и одного центрального индикатора системы EICAS (Engine Indication and Crew Alerting System).
Тактико-технические характеристики.
Cessna Model 750 Citation X Тип: деловой самолет с экипажем из двух человек. Силовая установка: два ТРДД Allison АЕ3007С тягой по 28,66 кН Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 11280 м-948 км/ч; начальная скороподъемность 1219 м/мин; потолок 15 545 м; дальность полета 6022 км. Масса: пустого 9730 кг; максимальная взлетная 16194 кг Размеры: размах крыла 19,39 м; длина 22,05 м; высота 5,85 м; площадь крыла 48,96 м2 Полезная нагрузка: до 12 пассажиров.
Changhe Z-10.
Китайский боевой вертолет Changhe Z-10 (иногда ошибочно называемый WZ-10) предназначен, прежде всего, для борьбы с танками, но может также вести воздушный бой. Хотя первые прикидки Z-Ю были сделаны еще в 1979 году, к полномасштабной разработке приступили только в середине 1990-х годов, первый полет прототипа состоялся 29 апреля 2003 года, а поступление на вооружение было запланировано в 2008-2009 годах.
Хотя Z-10 является первым специализированным боевым вертолетом собственной китайской разработки, для проектирования пяти- лопастного несущего и четырехлопастного рулевого винтов был привлечен концерн «Eurocopter», а трансмиссии — фирма «Agusta-Westland».
Z-10, в конструкции которого широко используются композиционные материалы, имеет стандартную для боевых вертолетов компоновку — узкий фюзеляж, неубирающееся шасси с хвостовой опорой и ступенчатое тандемное расположение кабин (оператор сидит впереди и ниже пилота). Для снижения радиолокационной за- метности панели фюзеляжа установлены наклонно. Большая часть датчиков (система FLIR и ночная ТВ-система) смонтированы на подвижной установке в носовой части.
В состав вооружения входят 30-мм пушка на подвижной установке под носовой частью фюзеляжа, а на четырех пилонах под крылом вертолет может нести различные средства поражения общей массой до 1500 кг. К ним относятся противотанковые ракеты HJ-9, новейшие ракеты HJ-10 аналогичного назначения, ракеты «воздух-воздух» малой дальности TY-90 и блоки НУРС. Третий прототип Z-10, вооруженный противотанковыми ракетами HJ-10. Блок датчиков в носовой части значительно компактнее, чем на ранних машинах.
Тактико-технические характеристики. Changhe Z-10 Тип: двухместный боевой вертолет Силовая установка: два турбовальных двигателя Pratt & Whitney Canada РТ6С-67С или WZ-9 мощностью по 1285 эл. с. (958 кВт)
Летные характеристики (в зависимости от типа силовой установки): максимальная скорость на оптимальной высоте 230-270 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 115-120 км/ч; начальная скороподъемность 660 м/мин; потолок 6400 м; перегоночная дальность полета до 800 км; максимальная продолжительность полета 3 ч 45 мин; боевая продолжительность полета 2 ч 45 мин. Масса (в зависимости от типа силовой установки): пустого 5100-5500 кг; максимальная взлетная 6500-7500 кг
Размеры: диаметр несущего винта 13 м; длина 14,15-14,20 м в зависимости от типа установленной навигационной РЛС; высота без надвтулочного контейнера 3,84 м; площадь, ометаемая винтом, 132,73 мг. Как полагают, на Z-10 проходили испытания три типа двигателей, наиболее подходящими из которых оказались Pratt & Whitney Canada РТ6С-67С, но на серийных машинах будут устанавливаться двигатели WZ-9 китайской разработки.
Вертолет, вероятно, имеет электродистанционную систему управления, оснащен нашлемным прицелом, РЛС, системой предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, блоком постановки ИК-помех и автоматом сброса ложных целей.