Самолет Longhorn Learjet

Создание Learjet с винглетами стало возможным благодаря тому, что еще в конце 1970-х годов «Gates» по контракту с НАСА разработала крыло с суперкритическими винглетами на законцовках крыла, получившее название Longhorn — за сходство с рогами техасского лонгхорна (порода рогатого скота с длинными рогами).

Новое крыло установили на разработанный на базе Learjet 25D десятиместный Learjet 28, поднявшийся в воздух 21 августа 1978 года, и на восьмиместный Learjet 29 Longhorn с увеличенным запасом топлива. Впрочем, обе модели оказались не востребованы — до 1982 года продали пять и два самолета соответственно.

Следующим стал Learjet 55 Longhorn, получивший новое крыло и удлиненный фюзеляж. 19 апреля 1979 года в воздух поднялся 10-местный Learjet 55 с двигателями TFE731-3-100B тягой по 16,65 кН, но Learjet 54 и 56 в серию не пошли. Сертификация была завершена к апрелю 1981 года, тогда же начаты и первые поставки. Семиместный Learjet 55LR имел увеличенный до 4319 л запас топлива, a Learjet 55XLR брал на борт уже 4569 л топлива.

В сентябре 1986 года появился модернизированный Learjet 55В со «стеклянной» кабиной, а год спустя — Learjet 55С, отличительной особенностью которого стали расположенные сзади под фюзеляжем дельтовидные кили, обеспечивающие лучшую путевую устойчивость на любых скоростях и снижающие посадочную скорость. На последовавшем затем Learjet 55C/LR имелся дополнительный бак, расположенный в хвостовом обтекателе и позволивший увеличить дальность полета до 3800 км, а модель Learjet 55C/ER имела еще большую дальность и дополнительный бак.

Выпуск Learjet 55 завершен в 1992 году, проданы 147 самолетов. В середине 1980-х годов «Gates Lear Jet» испытывала серьезные финансовые трудности, и в июне 1990 года она была продана канадской «Bombardier», получив новое наименование «Learjet Inc.». Learjet 55удачно совместил в себе отдельную, «стеклянную» пилотскую кабину и винглеты, взятые с не имевших успеха моделей Learjet 28/29. Learjet 55, получивший наименование Longhorn, стал основой для создания бизнес-джетов Learjet 31, Learjet 45 и Learjet 60.

  Самолет Chengdu F-7M Airguard

Навигационные системы.
Хотя развитие аэронавигации началось на заре авиации, только сейчас, используя последние достижения науки и техники, экипажи воздушных судов смогли определять свое местоположение с точностью до нескольких метров, совершать посадки при нулевой видимости и эффективно использовать воздушное пространство.

Экипаж самолета Hawker Siddeley Trident во время испытаний, проводившихся в 1964 году, совершает автоматическую посадку, полагаясь только на навигационный комплекс. На три многофункциональных дисплея Garmin G1000 в кабине Cessna Caravan выводится не только полетная информация, но и электронная карта с отображением места самолета на основании данных системы GPS. На заре авиации методы определения местоположения летательного аппарата мало отличались от тех, что использовались моряками, а основными навигационными приборами были компас, секстант и карта. Широко применялся метод полетов вдоль хорошо заметных ориентиров — дорог или рек.

В годы Второй мировой войны был разработан ряд технических средств, обеспечивающих как повышение точности бомбометания, так и определения местоположения летательного аппарата. Некоторые из них, например, британская обзорная РЛС H2S, размещались на борту летательных аппаратов, а принцип действия других, в частности американских «А-N», Gee/Oboe и Gee Н, был основан на приеме сигналов от наземных радиомаяков с известными координатами, что позволяло штурману самолета достаточно точно определять свое местоположение.

Эти системы имели сравнительно небольшую дальность, за исключением американской радиотехнической системы дальней навигации (РСДН) LORAN (LOng RAnge Navigation), обеспечивавшей дальность в 1930 км. Принцип ее действия основан на измерении задержки импульсов, принимаемых от цепочки передающих станций. Система стала основой навигации на Западе, а после модернизации получила название eLORAN (Enhanced — усовершенствованная).

В Советском Союзе в послевоенный период была разработана аналогичная система под наименованием «Чайка». В настоящее время основой радионавигации является азимутально-дальномерная радиотехническая система ближней навигации VOR/DME, работающая в Halifax B.Mk VII, имевший собственное имя «Friday the 13th» и оснащенный РЛС H2S, совершил 128 боевых вылетов.

  В небе Северной Африки

Опытный оператор мог получать необходимые данные от РЛС, обладавшей достаточным разрешением для выделения контрастных объектов, таких как береговая линия. Однако над сушей она была малоэффективна. На гражданских воздушных судах все большее распространение получает использование электронных карт, что позволило снизить нагрузку на экипажи, возложив решение навигационных задач на электронику.

Спутниковые навигационные системы (СНС). В скором времени системы ближней навигации, вероятно, будут практически полностью заменены спутниковыми навигационными системами, такими как американская GPS (Global Positioning System) и российская ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система). Обе СНС основаны на приеме радиосигналов с нескольких находящихся на геостационарных орбитах спутников, с помощью которых возможно точное определение координат объекта. Изначально они предназначались для обеспечения точности наведения баллистических ракет.

Первый спутник системы ГЛОНАСС был выведен на орбиту в 1982 году, а формирование орбитальной группировки завершилось к 1995 году, однако недостаточное финансирование привело к тому, что система так и не достигла рабочего состояния. В настоящее время предпринимаются усилия для обеспечения ее работоспособности. Формирование орбитальной группировки системы GPS началось в 1989 году, а в январе 1994 года на орбиту был выведен 24-й аппарат. В настоящее время боевые самолеты часто вынуждены выполнять полеты на предельно малых высотах.

Неоценимым помощником в этом является система огибания рельефа местности, принцип действия которой основан на сравнении рельефа местности с данными, введенными в память бортовой ЭВМ. Обе СНС обеспечивают передачу двух видов сигналов: обычного — для военных и затрубленного — для прочих пользователей. Однако с мая 2000 года точные сигналы GPS принимаются всеми пользователями. В настоящее время над подобными системами, кроме России и США, работают страны Европы (Galileo) и КНР (Compass).

  Новый авианосец

Для повышения точности СНС GPS и возможности ее использования на всех этапах полета, включая посадку, в США была создана региональная вспомогательная система Wide Area Augmentation System (WAAS), включающая в себя сеть наземных станций (Wide Area Reference Stations) на материковой части США и Гавайских островах.

Сигналы, принимаемые станциями, обрабатываются, проводится вычисление ошибок, а затем корректирующая информация передается на геостационарные спутники и оттуда ретранслируются пользователям. При совместной работе GPS и WAAS точность определения местоположения повышается с 15 до 7,6 м в 95% случаев, а на практике и выше, что позволяет использовать систему GPS при выполнении посадок по Категории I.

В конце 2009 года начались испытания местной вспомогательной системы Local Area Augmentation System (LAAS), которая предназначена для обеспечения посадки воздушных судов в сложных метеоусловиях и повышения эффективности управления воздушным движением в радиусе до 50 км от аэропортов. Основным отличием LAAS от WAAS является то, что ее наземные станции передают корректирующие сигналы по СВЧ каналам передачи данных непосредственно потребителям.