Самолеты F-14B и F-14D

Из-за своих капризных двигателей TF30 самолеты F-14 долгое время оставались лишь «потенциально» превосходными перехватчиками. Установка на них ТРДДФ F110 и усовершенствованной авионики позволили, наконец, превратить Tomcat в действительно превосходные самолеты. F-14В Tomcat из эскадрильи VF-143 «Pukin Dogs» вовремя своего послед него вылета, 15 марта 200S года.

После этого эскадрилья сдала свои Tomcat и приступила к переучиванию на F/A-18E Super Hornet, в процессе сменив обозначение на VFA-143. F-14В, усовершенствованный вариант Tomcat, до мая 1991 года был известен под обозначением F-14A+.

Он отличался ТРДДФ General Electric F110-GE-400, которые имели ряд важных преимуществ по сравнению с используемыми ранее двигателями TF30. Их возросшая мощность позволила резко улучшить летные характеристики машины и выполнять взлет с катапульты на боевом режиме работы силовой установки. Также значительно сократился расход топлива, а боевой радиус действия увеличился на 62%. F110 позволяли пилоту «забыть» о двигателях во время воздушного боя и свободно действовать РУДами, вне зависимости от угла атаки и скорости.

Другие отличия F-14B включали изменения в конструкции крыла, доработанное оборудование кабины, установку новой системы предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-67 с антеннами под корневой частью крыла, установку новой системы Direct Lift Control/Approach Power Control и переработку отсека пушки, установив вместо вентиляционных решеток заборники NACA. Также была установлена система диагностики двигателей и КВ/УКВ радиооборудование AN/ARC-182. Модернизированной системе управления огнем AWG-9 было присвоено новое обозначение AN/AWG-15F/H.

В программе создания F-14A+ задействовали шесть самолетов, в том числе и самолет № 157986, уже послуживший в 1973 году для отработки F-14В с двигателями Pratt & Whitney F401. Первый полет с двигателями F110-GE-400 эта машина совершила 29 сентября 1986 года. По получении положительных результатов испытаний 15 февраля 1987 года, «General Electric» получила заказ стоимостью 235 млн. долларов на выпуск серийных F110.

  Самолет Longhorn Learjet

ВМС получили первый серийный двигатель F110-GE-400 для F-14A+ 30 июня 1987 года. Первый из прототипов F-14A+ № 162910 взлетел в сентябре 1986 года. Построили 38 новых F-14A+, но они не могли нести контейнер разведывательной системы TARPS. Хотя первоначально планировалось, что все F-14B будут доработаны до стандарта F-14D, в дальнейшем от этих планов отказались. Вместо этого F- 14В получили лишь отдельные элементы F-14D, включая контейнер с датчиками TCS/IRST под носовой частью.

В 1988 году ВМС приступили к реализации программы ММСАР (Multi-Mission Capability Avionics Program). Она предусматривала установку усовершенствованной системы предупреждения об облучении AN/ALR-67, шведских контейнеров с ловушками BOL на пусковых устройствах ракет Sidewinder, новой бортовой ЭВМ, двух цифровых шин обмена информацией M1L-STD 1553В и нового тактического дисплея в кабине оператора.

Первые F-14A, доработанные по программе ММСАР, были поставлены в 1994 году. Цифровую систему управления полетом GEC-Marconi стали устанавливать с 1996 года, и ее применение значительно улучшило управляемость Tomcat. В 1998 году ВМС США провели программу SLEP для продления срока эксплуатации, в ходе которой были доработаны 67 F-14B, получившие новое обозначение F-14B Upgrade.

Последний F-14B был снят с вооружения в 2006 году. F-14D Super Tomcat. Первоначально обозначение F-14D использовалось для непостроенной упрощенной версии Tomcat. «Настоящий» F-14D был анонсирован в 1984 году, как усовершенствованный вариант Tomcat с цифровой авионикой. F-14A+ рассматривались в качестве недорогого промежуточного решения, и большую часть их планировали получить путем переделки уже построенных самолетов.

В феврале 1984 года после удачных испытаний F-14B с двигателями F401 было принято решение оснастить новый вариант ТРДДФ F110-GE-400 тягой по 122,80 кН, что позволяло на 30% сократить расход топлива на форсаже, на 33% процента увеличить радиус перехвата и на 50% — время патрулирования.

  Операция Chastise

Но самым важным элементом доработки F-14D стала новая авионика, значительно увеличившая возможности самолета как перехватчика. F-14D был оснащен РЛС AN/APG-71, многошинной системной архитектурой с двумя компьютерами AYK-14, приемником системы предупреждения об облучении AN/ALR-67 и оборудованием объединенной тактической системы распределения информации JTIDS.

Также были установлены цифровые инерционная навигационная система AN/ASN-139 и система управления боевой нагрузкой. На самолеты установили катапультные кресла Martin-Baker Mk 14 NACES. Четыре прототипа были переделаны из F-14A, и первый из них (РА-1, № 161865) поднялся в воздух 23 ноября 1987 года. В 1989 году программа была закрыта, успели построить только 37 из 127 запланированных F-14D.

Первый из этих самолетов выкатили 23 марта 1990 года, а последний был поставлен 20 июля 1992 года. Еще 18 F-14D переделали из F-14A, доведя общее их количество до 55 машин. Этого было достаточно для оснащения трех боевых эскадрилий и части учебной эскадрильи VF-124 Тихоокеанского флота. Хотя F-14D с самого начала могли применять оружие «воздух-поверхность», лишь в 1992 году было разрешено использовать с этих самолетов свободнопадающие бомбы.

В 1995 году на самолеты стали устанавливать контейнер AAQ-14 прицельной системы LANTIRN, позволивший использовать бомбы с лазерным наведением. Официально F-14 Precision Strike Fighter был представлен в июне 1996 года. После установки навигационного оборудования GPS самолеты получили возможность применять боеприпасы GBU-31 и GBU-32 JDAM, а в 2001 году стали использовать усовершенствованный контейнер LANTIRN 40К.

Некоторые самолеты получили систему передачи данных ROVER III для использования в качестве передовых авианаводчиков и новое обозначение F-14D(R). Все прототипы и несколько машин раннего выпуска под обозначением NF-14D использовались в различных испытательных подразделениях. Служба F-14B/D. 11 августа 1988 года эскадрилья VF-74 первой получила новые F-14A+. В 1989 году эскадрильи VF-103, VF-142, VF-143 и VF-211 сменили свои F-14A на F-14A+.

  Подразделения F-16 IAF

Но если VF-142 была расформирована в апреле 1995 года, то VF-103 поменяла свои Tomcat на Super Hornet лишь в сентябре 2004 года, a VF-143 и VF-211 — в 2005 году. В эскадрилью VF-102 на авиабазе ВМС Оушена первые F-14B поступили в июне 1994 года, a VF-32 поменяла свои F-14A на F-14B в августе 1997 года. Последний вылет самолеты VF-32 совершили в 2005 году, а к октябрю эскадрилью перевооружили на F/A-18F Super Hornet, отправив Tomcat на базу хранения.

Tomcat постоянно присутствовали на палубах авианосцев и высоко ценились морскими летчиками. На этом снимке хорошо видны датчики под носовой частью самолета последних модификаций. Большую часть зимы 2005 года F-l4D из эскадрильи VF-213 были задействованы в операции «Steel Curtain» по воспрепятствованию проникновения боевиков Аль-Каиды в Ирак через сирийскую границу.