Самолеты F-14B и F-14D

Из-за своих капризных двигателей TF30 самолеты F-14 долгое время оставались лишь «потенциально» превосходными перехватчиками. Установка на них ТРДДФ F110 и усовершенствованной авионики позволили, наконец, превратить Tomcat в действительно превосходные самолеты. F-14В Tomcat из эскадрильи VF-143 «Pukin Dogs» вовремя своего послед него вылета, 15 марта 200S года.

После этого эскадрилья сдала свои Tomcat и приступила к переучиванию на F/A-18E Super Hornet, в процессе сменив обозначение на VFA-143. F-14В, усовершенствованный вариант Tomcat, до мая 1991 года был известен под обозначением F-14A+.

Он отличался ТРДДФ General Electric F110-GE-400, которые имели ряд важных преимуществ по сравнению с используемыми ранее двигателями TF30. Их возросшая мощность позволила резко улучшить летные характеристики машины и выполнять взлет с катапульты на боевом режиме работы силовой установки. Также значительно сократился расход топлива, а боевой радиус действия увеличился на 62%. F110 позволяли пилоту «забыть» о двигателях во время воздушного боя и свободно действовать РУДами, вне зависимости от угла атаки и скорости.

Другие отличия F-14B включали изменения в конструкции крыла, доработанное оборудование кабины, установку новой системы предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-67 с антеннами под корневой частью крыла, установку новой системы Direct Lift Control/Approach Power Control и переработку отсека пушки, установив вместо вентиляционных решеток заборники NACA. Также была установлена система диагностики двигателей и КВ/УКВ радиооборудование AN/ARC-182. Модернизированной системе управления огнем AWG-9 было присвоено новое обозначение AN/AWG-15F/H.

В программе создания F-14A+ задействовали шесть самолетов, в том числе и самолет № 157986, уже послуживший в 1973 году для отработки F-14В с двигателями Pratt & Whitney F401. Первый полет с двигателями F110-GE-400 эта машина совершила 29 сентября 1986 года. По получении положительных результатов испытаний 15 февраля 1987 года, «General Electric» получила заказ стоимостью 235 млн. долларов на выпуск серийных F110.

  В небе Северной Африки

ВМС получили первый серийный двигатель F110-GE-400 для F-14A+ 30 июня 1987 года. Первый из прототипов F-14A+ № 162910 взлетел в сентябре 1986 года. Построили 38 новых F-14A+, но они не могли нести контейнер разведывательной системы TARPS. Хотя первоначально планировалось, что все F-14B будут доработаны до стандарта F-14D, в дальнейшем от этих планов отказались. Вместо этого F- 14В получили лишь отдельные элементы F-14D, включая контейнер с датчиками TCS/IRST под носовой частью.

В 1988 году ВМС приступили к реализации программы ММСАР (Multi-Mission Capability Avionics Program). Она предусматривала установку усовершенствованной системы предупреждения об облучении AN/ALR-67, шведских контейнеров с ловушками BOL на пусковых устройствах ракет Sidewinder, новой бортовой ЭВМ, двух цифровых шин обмена информацией M1L-STD 1553В и нового тактического дисплея в кабине оператора.

Первые F-14A, доработанные по программе ММСАР, были поставлены в 1994 году. Цифровую систему управления полетом GEC-Marconi стали устанавливать с 1996 года, и ее применение значительно улучшило управляемость Tomcat. В 1998 году ВМС США провели программу SLEP для продления срока эксплуатации, в ходе которой были доработаны 67 F-14B, получившие новое обозначение F-14B Upgrade.

Последний F-14B был снят с вооружения в 2006 году. F-14D Super Tomcat. Первоначально обозначение F-14D использовалось для непостроенной упрощенной версии Tomcat. «Настоящий» F-14D был анонсирован в 1984 году, как усовершенствованный вариант Tomcat с цифровой авионикой. F-14A+ рассматривались в качестве недорогого промежуточного решения, и большую часть их планировали получить путем переделки уже построенных самолетов.

В феврале 1984 года после удачных испытаний F-14B с двигателями F401 было принято решение оснастить новый вариант ТРДДФ F110-GE-400 тягой по 122,80 кН, что позволяло на 30% сократить расход топлива на форсаже, на 33% процента увеличить радиус перехвата и на 50% — время патрулирования.

  Использование воздушного пространства

Но самым важным элементом доработки F-14D стала новая авионика, значительно увеличившая возможности самолета как перехватчика. F-14D был оснащен РЛС AN/APG-71, многошинной системной архитектурой с двумя компьютерами AYK-14, приемником системы предупреждения об облучении AN/ALR-67 и оборудованием объединенной тактической системы распределения информации JTIDS.

Также были установлены цифровые инерционная навигационная система AN/ASN-139 и система управления боевой нагрузкой. На самолеты установили катапультные кресла Martin-Baker Mk 14 NACES. Четыре прототипа были переделаны из F-14A, и первый из них (РА-1, № 161865) поднялся в воздух 23 ноября 1987 года. В 1989 году программа была закрыта, успели построить только 37 из 127 запланированных F-14D.

Первый из этих самолетов выкатили 23 марта 1990 года, а последний был поставлен 20 июля 1992 года. Еще 18 F-14D переделали из F-14A, доведя общее их количество до 55 машин. Этого было достаточно для оснащения трех боевых эскадрилий и части учебной эскадрильи VF-124 Тихоокеанского флота. Хотя F-14D с самого начала могли применять оружие «воздух-поверхность», лишь в 1992 году было разрешено использовать с этих самолетов свободнопадающие бомбы.

В 1995 году на самолеты стали устанавливать контейнер AAQ-14 прицельной системы LANTIRN, позволивший использовать бомбы с лазерным наведением. Официально F-14 Precision Strike Fighter был представлен в июне 1996 года. После установки навигационного оборудования GPS самолеты получили возможность применять боеприпасы GBU-31 и GBU-32 JDAM, а в 2001 году стали использовать усовершенствованный контейнер LANTIRN 40К.

Некоторые самолеты получили систему передачи данных ROVER III для использования в качестве передовых авианаводчиков и новое обозначение F-14D(R). Все прототипы и несколько машин раннего выпуска под обозначением NF-14D использовались в различных испытательных подразделениях. Служба F-14B/D. 11 августа 1988 года эскадрилья VF-74 первой получила новые F-14A+. В 1989 году эскадрильи VF-103, VF-142, VF-143 и VF-211 сменили свои F-14A на F-14A+.

  Создание Euro-canards

Но если VF-142 была расформирована в апреле 1995 года, то VF-103 поменяла свои Tomcat на Super Hornet лишь в сентябре 2004 года, a VF-143 и VF-211 — в 2005 году. В эскадрилью VF-102 на авиабазе ВМС Оушена первые F-14B поступили в июне 1994 года, a VF-32 поменяла свои F-14A на F-14B в августе 1997 года. Последний вылет самолеты VF-32 совершили в 2005 году, а к октябрю эскадрилью перевооружили на F/A-18F Super Hornet, отправив Tomcat на базу хранения.

Tomcat постоянно присутствовали на палубах авианосцев и высоко ценились морскими летчиками. На этом снимке хорошо видны датчики под носовой частью самолета последних модификаций. Большую часть зимы 2005 года F-l4D из эскадрильи VF-213 были задействованы в операции «Steel Curtain» по воспрепятствованию проникновения боевиков Аль-Каиды в Ирак через сирийскую границу.