Серийный выпуск российского пассажирского электролёта с генератором, разработанным в Уфимском Государственном авиацио-техническом университете (УГАТУ), может начаться в ближайшие 10 лет — специалисты университета считают, что перевозки пассажиров на электролёте возможны уже к 2030 году. Сейчас прототип гибридного двигателя электролёта проходит наземные испытания, но через пару лет начнутся его лётные испытания. Об этом рассказали в пресс-службе УГАТУ.
Летательный аппарат под названием «Электролёт СУ 2020» по заказу Минпромторга РФ разрабатывает группа учёных из Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА), Уфимского государственного авиационного технического университета) и компании «СуперОкс».
Разработчики отмечают, что электролёт – это реальный, коммерческий проект, который позволит решить проблему межрегиональных перевозок. Предполагается, что первый пассажирский электролёт будет ближнемагистральным, с вместимостью 9-12 мест. В перспективе на основе этой же технологии смогут создаваться и среднемагистральные модификации.
«В электролёте обычный авиационный двигатель будет обеспечивать работу электрического. Мы все знаем, что основная нагрузка на двигатели самолёта приходится на взлёте. Именно в этот момент тратится много топлива, перегрузки сказываются и на сроке эксплуатации авиационных двигателей. Гибридная же система будет работать равномерно, что существенно сократит расход топлива, количество вредных выбросов и увеличит срок службы авиационной машины. В итоге снизится стоимость авиаперевозок, — рассказал ведущий научный сотрудник УГАТУ Вячеслав Вавилов. — Важно также, что борт будет малошумным. Это принципиально для перевозчиков, которые работают в странах, где есть ограничения на полёты в ночное время», — добавил он.
«В этом проекте участвуют учёные кафедры электромеханики УГАТУ под руководством профессора Флюра Исмагилова. Наш генератор для электролёта прошёл успешные стендовые испытания, а в марте этого года его впервые «примерили» на прототипе гибрида – летающей лаборатории Як-40. Для университета такая работа очень важна – мы можем готовить своих студентов уже с учётом технологий будущего», – говорит врио ректора УГАТУ Сергей Новиков.
Комментируя разработку российского электролёта, в Минпромторге сообщили, что уровень развития российских технологий в этой области соответствует общемировому, а по некоторым направлениям и превосходит его. Например, в России производят материалы, с помощью которых создан первый в мире электрический двигатель мощностью 500 кВт.