В Пермском Политехе предложили инновационную технологию обработки изделий из композитов

Новый способ обработки полимерных композиционных материалов импульсами тока предотвратит их расслоение и сократит затраты на производство авиатехники, к такому выводу пришли в Пермском национальном исследовательском политехническом университете, проведя соответствующие исследования и эксперименты. Ученые уже получили патент на изобретение.

В 2020 году разработчики получили грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук – в размере 1,5 млн рублей. Сейчас они определяют наиболее эффективные режимы и условия обработки полимерных материалов, затем начнутся промышленные испытания на реальных изделиях.

 

«Производство перспективных изделий не может развиваться в полной мере из-за сложности обработки композитов. Использование режущих инструментов неэффективно из-за структуры и свойств материала. Изделия «сплетены» из «нитей», поэтому лезвие или лазерный луч не могут преодолеть большую глубину деталей. В результате возникают дефекты: отслоение или расслоение волокна, шероховатости, сколы, вырывы, трещины. Это снижает качество конструкций и приводит к отказу деталей самолета», – рассказывает доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» Пермского Политеха, кандидат технических наук Тимур Абляз.

По словам исследователя, детали в авиапромышленности из-за расслоения материала «отказывают» в 60% случаев. Кроме того, дорогостоящие инструменты для обработки быстро изнашиваются. Поэтому ученые Пермского Политеха впервые предложили использовать для композитов электроэрозионную обработку. 

«В этом случае изделия обрабатывают импульсами тока, поэтому их поверхность не вступает в контакт с лезвием. Мы «покрываем» поверхность материала токопроводящими слоями. В мировой практике полимерные композиты с помощью этой технологии пока не обрабатывают», – объясняет ученый.

Эффективная технология позволит повысить точность изготовления изделий из ПКМ и снизить затраты на их производство. Расход инструментов тоже уменьшится, считают разработчики. Кроме того, инновация поможет расширить перечень новых деталей для самолетов и вертолетов.

  На выставке ИТОПК-2020 корпорация «ПРОМТЕХ» представила САПР «МАКС»