Вертолеты оперативной группы

Тогда еще 16 января с наступлением темноты ударные вертолеты оперативной группы «Normandy» атаковали и уничтожили две важные РЛС иракской системы ПВО, расположенные к западу от Багдада, после чего в образовавшуюся «дыру» устремились основные силы авиации союзников — их целями стали объекты противника на территории Кувейта и Ирака.

Впереди ударных групп неизменно шли F-15 Eagle ВВС США, которым сначала никак не удавалось вступить в воздушные схватки с иракскими истребителями. Однако в 3 ч 15 мин капитан Джон Келк из 33-го тактического истребительного авиакрыла наконец-то сбил первый МиГ-29, применив УР AIM-7, а буквально пять минут спустя капитан Роберт Грэтер из того же подразделения сбил при помощи УР AIM-7 сразу два иракских Mirage F1 — первый случай «двойной» победы в той войне.

В отличие от других самолетов коалиционных ВВС F-15C Eagle во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» не могли похвастаться яркой окраской, но их боевой счет говорит сам за себя. На снимке: F-15C Королевских ВВС Саудовской Аравии выполняет дозаправку в воздухе. F-15C Eagle из 7 -го тактического истребительного авиакрыла с буквенным кодом «FF» на киле «отдыхает» между боевыми вылетами. Во время патрулирования в воздушном пространстве Саудовской Аравии самолеты несли полную боевую нагрузку.

Летчики не всегда выполняли полеты на своих машинах, так что на снимке может быть запечатлен не капитан Цезарь Э. Родригес, хотя, судя по надписи, это именно его истребитель. Во время войны в Персидском заливе капитан Родригес заявил о победах над МиГ-29 иМиГ-23. Самолеты ДРЛОиУ, имевшие звучные позывные типа «COUGAR» или «BUCKEYE», обеспечивали круглосуточное наблюдение за иракскими ВВС и наводили пилотов F-15C Eagle на обнаруженные воздушные цели противника.

  Служба в ВВС Израиля

Экипаж этого Е-3 Sentry мог обнаружить иракский истребитель даже в момент его взлета с авиабазы. Пара F-15C Eagle, переброшенных с авиабазы Эглин в Табук, запечатлена в совместном полете с F-5 Королевских ВВС Саудовской Аравии буквально накануне начала боевых действий, 17 января 1991 года. На авиабазе Табук базировались не только F-15C ВВС США и F-5 национальных ВВС, но и эскадрилья Tornado британских ВВС.

Несмотря на то, что в ходе операции «Буря в пустыне» американские F-15 серьезно «потрепали» иракские ВВС, война в пустыне для этих самолетов не закончилась. Фактически, их история здесь, в Персидском заливе, только начиналась.

Вскоре американцам пришлось проводить операцию «Provide Comfort», задачей которой было недопущение карательных операций иракскими военными против курдского населения на севере страны — американские F-15 привлекались к патрулированию запретной для полетов зоны на севере Ирака (хотя Вашингтон не предпринял никаких попыток предотвратить бомбардировки тех же самых курдов турецкой авиацией).

В конце марта 1991 года Eagle одержали там свои последние на тот момент победы — сбили нару шившие границы запретной зоны РС-9 и Су-22. Вторая фаза операции, «Provide Comfort II», проводилась уже с целью обеспечения безопасности доставки британской и американской авиацией гуманитарных грузов иракским курдам. Вскоре после этого на севере и юге Ирака были установлены постоянные зоны, запретные для полетов (операции «Northern Watch» и «Southern Watch»).

Истребители F-15 вновь привлекались к воздушному патрулированию и сопровождению ударных самолетов и самолетов обеспечения. В течение последующих девяти лет Eagle патрулировали воздушное пространство Ирака без каких-либо инцидентов и фактически завершили свою миссию в марте 2003 года, когда режим Саддама Хусейна пал под ударами войсковых группировок коалиционных сил.

  В небе Северной Африки

Операция «Allied Force». В-2 совершали налеты на югославские объекты с авиабазы Уайтмэн, штат Миссури. Воздушная кампания НАТО против Югославии началась 24 марта 1999 года с массированного применения крылатых ракет по ключевым целям на территории Сербии.

Вначале марта 1999 года в Париже прошли переговоры, на которых заинтересованные стороны предприняли попытку найти выход из косовского кризиса. Переговоры провалились, поскольку югославскому правительству было предложено такое решение, которое оно принять не могло априори. США и НАТО решили перейти к силовой фазе.

Удары крылатыми ракетами. 5-е объединенное тактическое авиационное командование (OTAK) ВВС НАТО, развернутое на территории Италии, стало главной ударной силой операции. Из состава 5-го ОТАК и авиагрупп, дислоцированных в Адриатическом море на авианосцах, для ударов по Югославии было выделено более 200 боевых самолетов.

Кроме того, предполагалось массированное применение крылатых ракет с подводных лодок и надводных кораблей американских и британских ВМС, а также привлечение американских стратегических бомбардировщиков с баз на территории Великобритании и США. Операция «llied Force» началась с одновременного пуска нескольких десятков крылатых ракет — примерно в 20:00. 24 марта ударам подверглись не менее 23 основных объектов в районе Белграда и на территории Косово и Черногории.

Массированный налет продолжался до утра следующего дня — одна за другой последовали три волны самолетов, практически полностью парализовавшие систему управления, разрушившие военные базы и тыловые коммуникации югославской армии, а сопровождавшие ударные самолеты истребители F-15C и F-16A/C сбили минимум три поднятых на перехват МиГа. Задача же борьбы с ЗРК противника была возложена на самолеты F-16CJ (ВВС США), ЕА-6В (ВМС и КМП США) и немецкие Tornado ECR, обрушившие на радары ПВО противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM.

  Самолеты F-14B и F-14D

Подобные авианалеты продолжались в течение 2-3 недель, основной их целью было дальнейшее разрушение системы управления и тылового обеспечения армии противника и уничтожение его системы ПВО, особенно мобильных ЗРК. Естественно, не обошлось без потерь со стороны ВВС НАТО, несколько самолетов было сбито, а 27 марта сербским зенитчикам под Белградом даже удалось уничтожить американский F-117 Nighthawk.

Французские Mirage 2000С обеспечивали истребительное прикрытие ударных группировок ВВС НАТО, но лишь американские F-15 и F-16 и еще голландские F- i добились побед в воздушных боях. F-15E стали костяком ударных группировок Объединенных ВВС НАТО, использовавшихся против Югославии. 26 таких самолетов из состава 48-го истребительного авиакрыла переподчинили 3 7-му экспедиционному авиакрылу на авиабазе Авиано.

Немецкие Tornado играли важную роль в воздушной кампании НАТО на Балканах. Обнаруженные на земле части конструкции сбитого сербскими зенитчиками самолета F-117. Хорошо видны задняя часть фюзеляжа и элементы хвостового оперения. Наряду с указанием количества примененных УР HARM, на F-16CJ из 78-й иаэ ВВС США имеется желтый значок за сбитый 4 мая МиГ-29. На данном F-15C заметны «победные» значки за два сбитых самолета — МиГ-29 над Косово и Су-22 — во время операции «Буря в пустыне». Самолеты Hornet совершали вылеты не только с палуб авианосцев (F/A-18C), но и с береговых авиабаз КМП США (F/A-18D), а также ВВС Испании (EF-18+) и Канады (CF-188).