Создание «суперсоника» требует выполнения ряда условий


Фото: © ЦАГИ

Генконструктор компании «Кронштадт» — о том, что необходимо сделать для разработки в России коммерчески выгодного сверхзвукового пассажирского самолёта

«Кронштадт» является одним из ведущих российских разработчиков и производителей оборудования, программного обеспечения и комплексных решений для беспилотной авиации и оборонной промышленности. О том, возможно ли применение научно-технического задела, сформированного компанией по военным и гражданским программам при создании сверхзвукового пассажирского самолёта, рассказал в интервью ТАСС на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» генеральный конструктор АО «Кронштадт» Николай Долженков.

 

По его мнению, создание такого самолёта осуществимо, но для этого необходимо выполнить ряд условий, одно из которых – разработка нового двигателя, другое – создание демонстратора, на котором будут проведены исследования физических явлений, действующих на ВС при сверхзвуковом полёте.

Николай Долженков / © АО «Кронштадт»

«К нам обратился НИЦ Жуковского с работой по возможному созданию прототипа-демонстратора сверхзвукового бизнес-джета в беспилотном варианте. Мы рассмотрели эту возможность и пришли к выводу, что при необходимом уровне финансирования создание такого демонстратора для решения ряда научных, технических и исследовательских задач реально», – сказал Николай Долженков.

Демонстратор ответит на ряд принципиально важных вопросов, связанных с влиянием сверхзвукового коммерческого полёта на наземную инфраструктуру городов и населённых пунктов, и позволит спроектировать более грамотно реальный прототип, считает генеральный конструктор «Кронштадта».

«Это важная научно-техническая задача, мировой тренд, в котором участвуют сейчас и американские, и японские фирмы. В рамках научно-технического консорциума мы готовы предложить наши технологии для создания такого прототипа», – отметил он.

Прототип-демонстратор должен быть выполнен в размерностях, приближенных к реальным, в масштабе не менее чем один к трём, потому что на более мелких моделях, например, один к сорока, большинство негативных физических явлений не масштабируется.

  В ЦАГИ обсудили вопросы нагруженности воздушного винта АВ 112-114

«У нас состоялось совещание по этому поводу с привлечением руководителей институтов, и они попросили использовать наши заделы при решении этой задачи. При необходимом уровне финансирования, в принципе, это возможно. Не только усилиями нашего коллектива, но и целого ряда предприятий эта задача решаема с использованием имеющегося задела», – сказал Николай Долженков.

Также он обратил внимание, что создание реального сверхзвукового бизнес-джета потребует разработки принципиально другого двигателя.

«На самолёте должен быть двигатель изменяемого цикла, специализированный для режима сверхзвукового полёта с преобладающими приемлемыми расходными характеристиками и с переменной степенью двухконтурности. А это – отдельная научно-техническая задача, которая тоже должна решаться в рамках государственной программы ОДК в приоритетном порядке. Без такого двигателя создание натурного коммерчески оправданного сверхзвукового самолёта проблематично», – пояснил он, добавив, что такого двигателя на сегодняшний день нет.

Модель лёгкого сверхзвукового делового самолёта / Фото: © ЦАГИ

Заставить самолёт летать на сверхзвуке проблемой не является, но создать гражданский коммерчески выгодный самолёт сложно. Для этого нужны научно-технические решения, связанные прежде всего с силовой установкой и аэродинамической конфигурацией ВС. «Всё вместе это должно иметь характеристики, не ухудшающие окружающую среду, иметь приемлемые шумовые характеристики, характеристики выбросов. Вот это главная задача, которая должна быть решена в этом проекте», – подчеркнул генконструктор «Кронштадта».

Он добавил, что сейчас рассматривается создание только беспилотного демонстратора-прототипа для получения в лётных испытаниях данных, которые будут необходимы при разработке натурного проекта. «Это очень важная промежуточная ступень при создании сверхзвукового бизнес-джета или, в будущем, большого сверхзвукового самолёта», – резюмировал Николай Долженков.