В России прошли испытания авиационной высокотемпературной сверхпроводниковой платформы

В рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и ЗАО «СуперОкс» впервые в мире осуществлены лабораторные испытания элементов авиационной интегрированной электроэнергетической системы на основе единой высокотемпературной сверхпроводниковой (ВТСП) платформы, состоящей из аккумуляторной батареи, ВТСП-кабеля, ВТСП-токоограничивающего устройства и ВТСП-электродвигателя. Об этом сообщили в пресс-службе ФПИ.

 

В ходе испытаний электропитание двигателя обеспечивалось только за счет специально разработанной аккумуляторной батареи высокой мощности. Полученные результаты подтвердили возможность работы тяговых ВТСП- электродвигателей от аккумуляторной батареи в условиях взлета и посадки, заряда и разряда батареи в полете, а также аварийных режимах.

 

Интегрированная электроэнергетическая система на основе единой ВТСП-платформы будет использована в составе экспериментальной авиационной гибридной силовой установки (ГСУ), разрабатываемой Центральным институтом авиационного моторостроения им. Баранова. Испытания ГСУ в составе летающей лаборатории запланированы на 2020-2021 годы.

Успешная реализация данных исследований позволит создать отечественные ГСУ и электроэнергетические комплексы для полностью электрических самолетов и вертолетов, отличающихся от существующих образцов авиационной техники более совершенными эксплуатационными характеристиками.

Уровень отечественных технологий в этой области соответствует, а по некоторым направлениям превосходит общемировой. В частности, в России производятся современные высокотемпературные сверхпроводящие ленты второго поколения. Выполнен ряд работ по созданию демонстраторов, включая первый в мире электрический двигатель мощностью 500 кВт с использованием таких лент.

«Есть все основания считать, что только подобная технология позволит в перспективе создавать электрические двигатели и генераторы мощностью 10-20 мегаватт для гибридных силовых установок ближне- и среднемагистральных самолетов, – пояснил генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. – В рамках новой НИР будут проведены доработка демонстратора гибридной силовой установки с учетом данных, полученных в ходе наземных испытаний, и его испытания в составе летательного аппарата».

  В Пермском Политехе нашли способ уменьшить расход топлива самолётов