Фото © ЦАГИ
Для реализации задачи создания экологически эффективного воздушного транспорта в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского прошли испытания модели самолёта «летающее крыло» с верхним расположением двигателей. Эксперименты проводились по программе одного из этапов НИР «Разработка концепций для создания магистральных и региональных самолётов следующего поколения».
Объектом испытаний стала модель летательного аппарата, выполненная по схеме «летающее крыло» в масштабе 1:33. Особенность компоновки воздушного судна заключается в расположении двигателей над центропланом.
«Летающее крыло» — одна из самых перспективных конфигураций для будущих дозвуковых самолётов пассажирской и грузовой авиации. Её основное преимущество заключается в возможности получить высокое аэродинамическое качество (более 23) на крейсерском режиме полёта и кардинально уменьшить шум на местности путём экранирования двигателей элементами планера. Предполагается, что пассажиров можно будет разместить на двух палубах «летающего крыла», что позволит не только перевозить больше людей, но и улучшить удельные характеристики воздушного судна, включая аэродинамику, вес и потребление топлива.
Целью выполненных исследований ставилось получение характеристик воздухозаборника в компоновке ВС типа «летающее крыло» на взлётно-посадочных режимах. Результаты позволяют проверить корректность его использования и определения допустимых режимов эксплуатации в составе ЛА.
«Одним из самых важных достоинств самолёта в схеме «летающее крыло» является экранирование шума силовой установки планером. Такой эффект возможен при расположении двигателей над центропланом. Установка мотогондол на пилонах на хвостовой части центроплана приводит к сильной неблагоприятной аэродинамической интерференции, что требует повышенного внимания к проектированию данного узла. Ранее эта проблема была успешно решена и подтверждена в аэродинамической трубе больших скоростей. Ещё одна важная задача — обеспечить приемлемые характеристики на больших углах атаки при малых скоростях полёта, включая характеристики набегающего потока в воздухозаборнике двигателей», — рассказал начальник отдела отделения аэродинамики самолётов и ракет ФГУП «ЦАГИ» Иван Чернышёв.
Испытания прошли в дозвуковой аэродинамической трубе Т-104. В дальнейшем исследования модели планируется продолжить на других установках института, в частности в трансзвуковой АДТ Т-128.