В Новосибирске разрабатывают стартер-генератор для запуска двигателей самолётов

В Новосибирском государственном техническом университете НЭТИ создан макетный образец стартер-генератора для запуска двигателя самолётов на земле или во время внештатных ситуаций в воздухе.

«Энергия электрогенератора в самолёте необходима бортовому оборудованию и другим системам летательного аппарата, однако во время пуска двигателей используется отдельное устройство — стартер. При этом оба устройства занимают значительное пространство и имеют немалый вес. Ученые Института силовой электроники НГТУ НЭТИ предложили применять для запуска двигателя генератор особой конструкции, которая позволяет уменьшить массу и габариты самолёта, а также избавиться от устаревшей техники», — рассказали в пресс-службе университета.

 

Чтобы запустить двигатель, инженеры предлагают использовать специальный преобразователь и компьютерные алгоритмы, которые будут созданы на основе математического описания физических процессов внутри генератора. Именно программа станет итоговым продуктом — она будет управлять преобразователем, а через него и электрогенератором.

«По сути, это всё нацелено на то, чтобы создать новую систему пуска. Мы с помощью электрогенератора запускаем авиационный двигатель, чтобы его раскрутить и дальше он мог самолёт поднимать в воздух. Это позволит убрать ту пусковую систему, которая сейчас используется, поскольку она технологически устарела и используется только для одной цели. Плюс ещё мы сможем с помощью преобразователя, который появится, заряжать аккумуляторную батарею», — приводит пресс-служба слова ведущего инженера-конструктора Института силовой электроники НГТУ НЭТИ Максима Жаркова.

Разработка была поддержана грантом Российского фонда фундаментальных исследований на 1,1 млн рублей. Агрегат может использоваться как на существующих, так и на перспективных отечественных пассажирских самолётах, в том числе — МС-21 и SSJ100.

  На выставке ИТОПК-2020 корпорация «ПРОМТЕХ» представила САПР «МАКС»