Создание Euro-canards

Технические условия, положенные в основу создания Euro-canards, требовали создания машин с высокой сверхзвуковой скоростью, улучшенной маневренностью и большой дальностью полета. Для реализации этих требований конструкторам пришлось искать новые аэродинамические компоновки, отличающиеся малым сопротивлением и высокой подъемной силой.

Наиболее подходящей оказалась схема с треугольным крылом, передним горизонтальным оперением (ПГО) и электродистанционной системой управления (ЭДСУ). С точки зрения классической аэродинамики эти самолеты летать не должны, так как центр давления (точка приложения аэродинамической силы всего планера) расположен далеко впереди центра тяжести, а ПГО большой площади еще создает дополнительный дестабилизирующий момент.

Самолеты статически неустойчивы и постоянно пытаются уйти с заданной траектории, а реакции человека не хватает, чтобы парировать эти возмущения. Полет возможен лишь при постоянной работе сложной ЭДСУ, удерживающей машину на траектории, все время отклоняющей поверхности управления.

Пилоты высоко оценили кабину Typhoon за отличную эргономику и удобную систему отображения информации. Широкоформатный индикатор европейской машины очень похож на используемый на американском истребителе F-22 Raptor. Хотя Rafale не является истинно «малозаметным» самолетом, тщательный подбор его формы и используемых материалов позволил сократить эффективную площадь рассеивания по сравнению с истребителями предыдущего поколения. Усовершенствованные системы.

Еще одним базовым требованием, реализованным при создании Typhoon, Rafale и Gripen, была необходимость снижения нагрузки на пилота при одновременном усложнении бортовых систем по сравнению с предшествующим поколением истребителей. Ответ был найден в сведении информации от множества источников на одном дисплее тактической обстановки.

В качестве источников могут выступать как датчики самого самолета (его РЛС, инфракрасная система, система предупреждения о ракетной атаке и т.п.), так и датчики «за бортом» — установленные на других истребителях или самолетах AWACS. Обработанные данные предоставляются пилоту в четком и ясном виде на большом цветном многофункциональном дисплее, а управление многими бортовыми системами полностью автоматизировано.

  Подразделения F-16 IAF

Большинство действий по управлению машиной пилот может осуществлять, не снимая рук с органов управления, — эта технология известна на Западе как HOTAS (hands-on-throttle-and-stick control) или ЗМ — во Франции. Несмотря на свои малые размеры и массу, Gripen оснащен самой современной авионикой и системами, что позволило этому самолету добиться определенного успеха на внешнем рынке.

Голосовое управление.
Пилоты Typhoon и Rafale могут также использовать для решения ряда задач систему прямого речевого управления DVI — Direct Voice Input. Хотя система DVI может показаться не очень нужным рекламным трюком, она позволяет снизить рабочую нагрузку на пилота современного многоцелевого самолета и, кроме того, обеспечивает определенное тактическое преимущество.

Пилоту не нужно отвлекаться на манипулирование кнопками управления в кабине. Например, он может узнать о запасе топлива на борту или сменить рабочую частоту радиостанции в тот момент, когда оглядывается назад для обзора задней полусферы или даже ведет воздушный бой.

В сложном групповом бою командир группы может голосом распределить цели для своих ведомых, пока самолеты выходят на рубеж ракетной атаки. На других истребителях командиру пришлось бы или положиться на систему вооружения своего самолета, автоматически распределяющую цели, или нажать около 30 кнопок, потеряв время и тактическое преимущество. Появление Euro-canards произвело должный эффект на рынке истребителей.

Оборудование самолетов предыдущих поколений, таких как F-16 и F/A-18, было доработано подобным образом, чтобы сохранить коммерческую привлекательность американских машин. Созданный в Китае истребитель Chengdu J-10 разрабатывался не без оглядки на Euro-canards, а используемые при их создании передовые технологии нашли применение на индийском легком боевом самолете ADA Tejas.

Cessna Model 425 Corsair и Conquest.
В конце 1977 года фирма «Cessna» разработала проект нового самолета с турбовинтовыми двигателями, прототип которого совершил первый полет 12 сентября 1978 года. Введенный в эксплуатацию в 1980 году под обозначением Model 425 Corsair, этот деловой самолет с герметичной кабиной представлял собой комбинацию планера Model 421С Golden Eagle с новой силовой установкой из двух ТВД РТ6А, применение которых позволило увеличить крейсерскую скорость полета и улучшить высотные характеристики машины при возросшей взлетной массе. Corsair имел такую же пассажировместимость как Model 421, но отличался шасси новой конструкции и измененными обводами носовой части фюзеляжа.

  Вертолет Cessna СН 1 Skyhook

Как и большинство деловых самолетов этого класса, машина отличалась богатым набором установленного оборудования, но еще больше авионики и систем могло быть установлено по выбору заказчика. В конце 1982 года, после выпуска 132 самолетов, Corsair слегка доработали, увеличив максимальную взлетную массу на 180 кг, и переименовали в Conquest I. Обновленный самолет производился сравнительно недолгое время — до середины 1980-х годов.

В тот период «Cessna» рационализировала линейку выпускавшихся самолетов в связи с увеличением цен на топливо и повышением расходов на обеспечение качества продукции. Основным отличием планера Model 425 Corsair/Conquest от Model 421 было горизонтальное оперение с большим поперечным V, впервые опробованным на самолете Model 404. По меркам американского рынка продажу 236-ти самолетов нельзя было назвать коммерческим успехом.

Тактико-технические характеристики Cessna Model 425 Corsair.
Тип: легкий транспортный самолет с экипажем один/два человека. Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6А-112 мощностью по450э.л.с. (336 кВт) Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 5395 м-489 км/ч; экономичная крейсерская скорость на высоте 9145 м-389 км/ч; начальная скороподъемность 618 м/мин; потолок 10 575 м; дальность полета 2984 км Масса: пустого 2209 кг; максимальная взлетная 3720 кг Размеры: размах крыла 13,45 м; длина 10,93 м; высота 3,84 м; площадь крыла 20,90 м2. Полезная нагрузка: до шести пассажиров.