Самолет Cessna Model 680 Citation Sovereign. Cessna Model 680 Citation Sovereign — деловой самолет среднего класса — в настоящее время является вторым по величине в линейке машин, выпускаемой фирмой, после Citation X.
Citation Sovereign обладает трансконтинентальной дальностью полета и в основном используется в качестве корпоративного транспортного самолета. Во второй половине 1990-х годов «Cessna» решила создать деловой самолет с высокими характеристиками, чтобы заполнить нишу между Citation Excel/XLS и Citation X.
В результате был создан Model 680, оснащенный двигателями Pratt & Whitney Canada PW306C с цифровой системой управления, комплектом авионики Honeywell Primus Epic, системой управления полетом Rockwell-Collins FMZ2000 и стеклянной кабиной. Наиболее важной особенностью Model 680, с точки зрения маркетинга, является возможность эксплуатации этой машины с коротких ВПП, чего удалось добиться благодаря использованию крыла с умеренной стреловидностью и относительно большим удлинением.
Тактико-технические характеристики.
Cessna Model 680 Citation Sovereign Тип: 14-местный средний трансконтинентальный деловой самолет Силовая установка:два ТРДД Pratt & Whitney Canada PW306C тягой по 25,29 кН. Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 10 670 м — 849 км/ч; начальная скороподъемность 1088 м/мин; потолок 14 325 м; дальность полета 4824 км Масса: пустого 8029 кг; нормальная взлетная 13 857 кг Размеры: размах крыла 19,24 м; длина 19,37 м; высота 6,20 м; площадь крыла 47,93 м.
Машина была представлена публике в 1998 году на выставке Национальной ассоциации деловой авиации в Лас-Вегасе как самолет, предназначенный для перевозки от 8 (в стандартном варианте) до 12 пассажиров, при двух членах экипажа. Sovereign оснащен входной дверью со встроенным трапом по левому борту в передней части фюзеляжа, а аварийный выход расположен по правому борту над крылом. Герметичная обогреваемая пассажирская кабина с системой кондиционирования имеет длину 7,38 м, максимальную ширину 1,70 м и максимальную высоту 1,73 м.
При стандартной компоновке в салоне устанавливаются четыре пары кресел — лицом друг к другу, со столиком между ними. Citation Sovereign, построенный в основном из легких сплавов, совершил первый полет 27 февраля 2002 года. Сертификат типа был получен в июне 2004 года, а поставки заказчикам начались в сентябре.
Тактико-технические характеристики.
Cessna Model 525 Citation CJ1 Тип: шестиместный легкий деловой самолет. Силовая установка: два ТРДД Williams FJ44-1 АР тягой по 8,74 кН Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 12 495 м — 720 км/ч; начальная скороподъемность 1003 м/мин; потолок 12495 м; дальность полета 2407 км Масса: пустого 3087 кг; нормальная взлетная 4854 кг. Размеры: размах крыла 14,30 м; длина 12,98 м; высота 4,20 м; площадь крыла 22,30 м2. Тактико-технические характеристики.
Первые два представителя семейства Citation были предназначены для нижнего сегмента рынка деловых самолетов, отличаясь малой вместимостью и посредственными характеристиками. Создав Cessna Model 650 Citation III, компания просигнализировала о готовности занять сегмент деловых самолетов средней вместимости, с более высокими характеристиками.
Для новой машины «Cessna» выбрала низкорасположенное крыло умеренной стреловидности и большого удлинения с разработанными в НАСА сверхкритическими профилями и Т-образное хвостовое оперение. Передняя стойка шасси имела один, а основные — по два колеса. Конструкция планера в основном была выполнена из легких сплавов. Первый из двух прототипов Citation III взлетел 30 мая 1979 года. Сертификат летной годности был получен в апреле 1982 года, а в декабре начались поставки серийных машин.
В качестве силовой установки использовались ТРДД TFE731-3B-100S, а экипаж из двух человек размещался в кабине, оснащенной авионикой Honeywell SPZ-650. В отдельной пассажирской кабине могло разместиться до девяти пассажиров. В 1990 году «Cessna» анонсировала самолет Citation VI -упрощенный и более дешевый вариант Citation III. Первый самолет выкатили из сборочного цеха 2 января 1991 года, а в 1992 году начались поставки заказчикам.
Машина в основном сохранила планер Citation III с доработанными закрылками и спойлерами, но длина пассажирской кабины была увеличена (при одновременном уменьшении высоты), что позволило размещать в ней до десяти пассажиров. Существовало несколько вариантов компоновки кабины, которые могли быть выбраны заказчиком. Cessna Model 650 Citation VI Тип: деловой самолет с экипажем два человека.
Силовая установка: два ТРДД AlliedSignal (Garrett) TFE731-3B-100S тягой по 16,24 кН Летные характеристики: макс, крейсерская скорость на высоте 10 670 м-874 км/ч; начальная скороподъемность 1127 м/мин; потолок 15 545 м; дальность полета 4345 км Масса: пустого 5851 кг; максимальная взлетная 9979 кг.
Размеры: размах крыла 16,31 м; длина 16,90 м; высота 5,12 м; площадь крыла 28,99 мг Полезная нагрузка: до 10 пассажиров в пределах 1583 кг нагрузки. Также анонсированный в 1990 году, самолет Citation VII являлся развитием Citation VI с авионикой на базе 5PZ-8000. На нем установлены ТРДД TFE731-4R-2S тягой по 18,.41 кН, позволившие увеличить крейсерскую скорость, скороподъемность и потолок.
Дальность полета с шестью пассажирами возросла до 4111 км. Прототип совершил первый полет в феврале 1991 года, сертификация завершилась в январе 1992 года, а три месяца спустя начались поставки серийных машин.